Дошкольный возраст – время игры. Играя, ребёнок начинает воображать, представлять, стремиться стать другим – умнее, сильнее, взрослее. Поэтому очень важно, чтобы ребенок имел достаточно времени и возможностей для игры, необходимым материалом и опорой которой являются игрушки.
Не всякое занятие с игрушками можно назвать игрой. Настоящая развивающая игра — это принятие роли (доктора, продавца или Красной Шапочки), придумывание или воспроизведение сюжета (бытового или сказочного), создание воображаемого пространства (больницы, магазина, дремучего леса и пр.)
Как же научить малыша играть? Очень просто: надо, чтобы родители играли вместе с ним. Именно взрослый впервые «оживляет» куклу или любимого Мишку малыша. Именно взрослый впервые предлагает: давай я буду мама-собака, а ты мой сынок-щенок, после чего изображает настоящую собаку и, если надо, то становится на четвереньки и лает (т.е. показывает малышу, как надо действовать, принимая определенную роль). Все это необходимо делать эмоционально, по возможности естественно и с удовольствием. Такие совместные игры очень сближают родителей и детей, повышают авторитет взрослого в глазах ребенка.
Для дошкольников 3-5 лет необходимы следующие игрушки:
несколько маленьких куколок, составляющих семью;
мягкая кукла 25-30 см в пришивной одежде;
пластмассовый пупс 20-25 см с комплектом одежды;
кроватка с бельем и коляска;
мягкие игрушки: мишки, зайчики, собачки;
небольшие звери, дикие и домашние;
конструктор деревянный и блочный;
несколько больших машинок;
наборы для ролевой игры: доктор, парикмахерская, магазин;
всякие предметы-заместители природного материала (шишки, листья);
предметные картинки с изображением животных, деревьев, посуды, мебели и пр.;
мягкие мячи для игры дома;
резиновые мячи для улицы;
набор для игры с песком и водой.
И помните, что при покупке игр и игрушек необходимо пользоваться простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать! Играйте с ребёнком каждый день, при этом не одергивайте его, не читайте нотации. А если просит многократно повторить сюжет, не отказывайте в этом. Заинтересовывайте ребёнка, но не заставляйте его играть. Игра должна продолжаться до тех пор, пока она всем приятна. Удерживайтесь от обидных замечаний «Эх ты глупый!» и т. п. Не получается – переключите его внимание на другое дело.
Новоселова Галина Анатольевна, специалист по комплексной реабилитации
Формирование навыков общения является важным условием для успешной социализации ребенка. У детей с особенностями развития речевые средства коммуникации чаще всего ограничены, они не могут выразить свои желания и потребности, в результате чего демонстрируют нежелательное поведение. Для решения вопросов по снижению негативных проявлений и развитию речи детей специалисты БУ «Няганский реабилитационный центр» предлагают обучение ребенка системе общения при помощи обмена карточками.
Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост и Энди в 1985 году. Карточки PECS – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими. Главная цель – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов.
Введение системы альтернативной коммуникации не означает, что ребенок лишается возможности в будущем пользоваться речью. Карточки PECS – это временная мера, ускоряющая возможность освоить речь, если у ребенка есть возможность и способности, чтобы заговорить – использование карточек только ускорит возникновение вокальных просьб, а также процесс освоения речи. И это научно доказано.
Поэтому использование системы альтернативной коммуникации для «неговорящих» детей – это большой шаг вперед к взаимодействию и коммуникации. Запоминание карточек даст хороший толчок к улучшению общего и интеллектуального развития, систематизации и анализу вербального языка.
Одним из главных плюсов системы является стимулирование ученика к активным действиям:
• поиску нужной карточки;
• привлечению внимания собеседника-партнера;
• обмену карточки на желаемый предмет.
Индивидуально подобранные карточки PECS позволяют добиться максимальной наглядности коммуникативного процесса. При этом общение не сводится лишь к простейшим просьбам и обозначениям предметов, но и пониманию того, что конкретно необходимо сообщить собеседнику, как привлечь его внимание, правильно изложить желаемое и т. д.
Данная методика применяется преимущественно для обучения детей, у которых отсутствует вокальная речь, однако с не меньшим успехом она может использоваться при обучении детей с ограниченным запасом слов и/или нечленораздельностью речи, а также для тех, чье вербальное общение состоит преимущественно из повторений чужих слов (эхолалия).
Обучение по системе PECS требует много усилий как со стороны специалистов, так и со стороны родителей, которые, наблюдая и следуя рекомендациям, являются активными участниками овладения ребенком новой формы коммуникации, которая станет отличным фундаментом для овладения в дальнейшем ребенком речи.
За дополнительной информацией и консультацией можно обратиться к психологу Няганского реабилитационного центра Трушковой Наталии Владимировне, контактные телефоны: 8 (3462) 3-48-89 (рабочий), +7-950-530-23-10 (мобильный).
В Няганском реабилитационном центре психологом проводятся коррекционно-развивающие занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием утяжеленного одеяла. Данное оборудование позволяет снижать уровень тревожности и гиперактивности детей, улучшает их психоэмоциональное состояние, способствует восстановлению функции восприятия себя и своего тела.
Утяжеленное одеяло состоит из нескольких сотен кармашков, выполненных из 100% хлопка. В каждый кармашек помещена точно отмеренная порция утяжеляющего материала – это экологически чистый и гиппоаллергенный наполнитель - полимер или лузга гречихи. Они бывают разного веса, размера и подходят как для детей и подростков, так и для взрослых.
На занятии ребенка укрывают этим одеялом, что позволяет ему выровнять эмоциональный фон, расслабиться и почувствовать себя в полной безопасности. Оборудование применяется с 2018 года. За 11 месяцев 2020 года было проведено 85 занятий, охвачено 35 детей. В результате проведенных занятий наблюдается положительная динамика у 82% детей.
Марина Валерьевна Старикова,
психолог
СОВЕТ 1: развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышка относительно безвредна на первом году жизни крохи. Но если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение звуков.
СОВЕТ 2: переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка) ускорит развитие речи.
СОВЕТ 3: озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
СОВЕТ 4: уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.
СОВЕТ 5: не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.
СОВЕТ 6: не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.
СОВЕТ 7: нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в не воспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазано. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.
СОВЕТ 8: уделите внимание развитию общей и мелкой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.
СОВЕТ 9: будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.
СОВЕТ 10: оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.
Помните: только ВЫ, способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша. Очень хорошо, если с ребенком занимаются все члены семьи. Немного терпения и результаты вас обязательно порадуют!
Татьяна Юрьевна Филатова,
логопед
«Чем больше ребёнок видит, слышит и переживает, чем больше он узнаёт и усваивает,
чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»
Лев Семёнович Выготский
Ребенок с раннего возраста активно познаёт окружающий мир, который открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Он изучает всё, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Превращение ребенка в «почемучку» обычно приходится на самый исследовательский возраст – от 3 до 5 лет, во время которого происходит резкий скачок в развитии всех познавательных процессов.
Развитие любознательности у детей дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям («что это?»), затем формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов («что там внутри?») и расширение знаний о них («для чего это нужно?»), важным является появление желания и умение поделиться своими знаниями с окружающими. Необходимо помочь «почемучкам», вселить уверенность в правильности их суждений или подсказать верный ответ. Когда ребёнок начинает задавать вопросы, надо отвечать точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.
Родители могут помочь в развитии любознательности, организуя дома небольшую «лабораторию» и экспериментируя вместе с детьми.
Например, проведите следующий опыт: возьмите сухой и влажный песок и предложите ребенку провести эксперимент - из какого песка можно лепить, из какого нельзя? После опыта спросите, почему из сухого песка нельзя лепить? А что же можно делать с сухим песком? (Насыпать его в бутылочку, баночку, просеивать через сито.) Отметьте, что он принимает форму емкости, в которую его насыпали. А из влажного песка слепите пирожные и обыграйте их: угостите кукол, продавайте в магазине кулинарии.
Закрепляем: положите изделия из песка сушить. Спросите, почему они опять рассыпаются?
Каждый день на прогулке спрашивайте: «Можно ли сегодня лепить из песка или нет, почему?». (Ярко светит солнце - песок сухой; его намочили или шел дождь - песок влажный.). А как при ярком солнце сделать песок влажным? Как сохранить песок сухим при дожде?
Закрепляем знания о свойствах песка: сухой песок рассыпается, принимает форму того предмета, в который его насыпают, его можно просеивать; мокрый песок становится, как тесто, из него можно лепить.
Также можно познакомить с предметами, которые по-разному падают вниз (быстрее – медленнее): предложите ребёнку поиграть с предметами. Мяч, кубик бросать вверх и смотреть, как они быстро падают. Пёрышко, кусочек ваты, листочек можно сдуть с руки и понаблюдать, как они медленно и плавно падают.
Поразмышляйте, почему все предметы падают вниз? Почему одни падают плавно, другие - быстро? Скажите, что земля, как магнит, притягивает их. Закрепляем: на улице можно пускать мыльные пузыри.
Поиграйте в словесную игру «Быстро – медленно»: быстро упадет... (мяч, кукла); медленно упадет... (перышко, вата, пух). Ребёнок должен перечислять сам! Ну а если он захочет бросить вверх подушку, разрешите ему. Однако подчеркните, что бросать вверх такие предметы, как молоток, стакан, вилка, опасно. Расскажите ребёнку сказку: жила – была капелька воды. Её домом было облако. Когда капелек-подружек стало много, пошел дождь. Капелька вместе с подругами упала на землю, и образовалась лужа. Ночью стало холодно, и капелька вместе с подружками превратилась в льдинки. Она красиво переливалась на солнце. Потом солнце стало светить ярче. И что стало с льдинкой? (Она опять растаяла.)
Побеседуйте с ребёнком. Где жила капелька? Почему пошёл дождь? Почему она превратилась в льдинку? (Капелек стало много, она стала тяжелой, и вода пролилась на землю; ночью стало холодно – она замерзла.) Зарисуйте сказку: облако, дождь, лужу, а можно добавить и что – то свое. Пофантазируйте вместе.
Вспомните сказку, про «лубяную и ледяную избушки».
Любознательность у детей – это врожденное качество, которое необходимо развивать с раннего возраста. Неподдержанный интерес может сникнуть, «почемучка» перегорит и его стремление узнать новое сведется к нулю. Поэтому совместно с детьми наблюдайте за явлениями, экспериментируйте с предметами окружающего мира; поддерживайте начинания, удивляйтесь их открытиям.
Трушкова Наталия Владимировна,
психолог