Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Формирование навыков общения является важным условием для успешной социализации ребенка. У детей с особенностями развития речевые средства коммуникации чаще всего ограничены, они не могут выразить свои желания и потребности, в результате чего демонстрируют нежелательное поведение. Для решения вопросов по снижению негативных проявлений и развитию речи детей специалисты БУ «Няганский реабилитационный центр» предлагают обучение ребенка системе общения при помощи обмена карточками.

Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост и Энди в 1985 году. Карточки PECS – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими. Главная цель – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов.

Введение системы альтернативной коммуникации не означает, что ребенок лишается возможности в будущем пользоваться речью. Карточки PECS – это временная мера, ускоряющая возможность освоить речь, если у ребенка есть возможность и способности, чтобы заговорить – использование карточек только ускорит возникновение вокальных просьб, а также процесс освоения речи. И это научно доказано.

Поэтому использование системы альтернативной коммуникации для «неговорящих» детей – это большой шаг вперед к взаимодействию и коммуникации. Запоминание карточек даст хороший толчок к улучшению общего и интеллектуального развития, систематизации и анализу вербального языка.

Одним из главных плюсов системы является стимулирование ученика к активным действиям:

• поиску нужной карточки;

• привлечению внимания собеседника-партнера;

• обмену карточки на желаемый предмет.

Индивидуально подобранные карточки PECS позволяют добиться максимальной наглядности коммуникативного процесса. При этом общение не сводится лишь к простейшим просьбам и обозначениям предметов, но и пониманию того, что конкретно необходимо сообщить собеседнику, как привлечь его внимание, правильно изложить желаемое и т. д.

Данная методика применяется преимущественно для обучения детей, у которых отсутствует вокальная речь, однако с не меньшим успехом она может использоваться при обучении детей с ограниченным запасом слов и/или нечленораздельностью речи, а также для тех, чье вербальное общение состоит преимущественно из повторений чужих слов (эхолалия).

Обучение по системе PECS требует много усилий как со стороны специалистов, так и со стороны родителей, которые, наблюдая и следуя рекомендациям, являются активными участниками овладения ребенком новой формы коммуникации, которая станет отличным фундаментом для овладения в дальнейшем ребенком речи.

За дополнительной информацией и консультацией можно обратиться к психологу Няганского реабилитационного центра Трушковой Наталии Владимировне, контактные телефоны: 8 (3462) 3-48-89 (рабочий), +7-950-530-23-10 (мобильный).