Дошкольный возраст – время игры. Играя, ребёнок начинает воображать, представлять, стремиться стать другим – умнее, сильнее, взрослее. Поэтому очень важно, чтобы ребенок имел достаточно времени и возможностей для игры, необходимым материалом и опорой которой являются игрушки.
Не всякое занятие с игрушками можно назвать игрой. Настоящая развивающая игра — это принятие роли (доктора, продавца или Красной Шапочки), придумывание или воспроизведение сюжета (бытового или сказочного), создание воображаемого пространства (больницы, магазина, дремучего леса и пр.)
Как же научить малыша играть? Очень просто: надо, чтобы родители играли вместе с ним. Именно взрослый впервые «оживляет» куклу или любимого Мишку малыша. Именно взрослый впервые предлагает: давай я буду мама-собака, а ты мой сынок-щенок, после чего изображает настоящую собаку и, если надо, то становится на четвереньки и лает (т.е. показывает малышу, как надо действовать, принимая определенную роль). Все это необходимо делать эмоционально, по возможности естественно и с удовольствием. Такие совместные игры очень сближают родителей и детей, повышают авторитет взрослого в глазах ребенка.
Для дошкольников 3-5 лет необходимы следующие игрушки:
несколько маленьких куколок, составляющих семью;
мягкая кукла 25-30 см в пришивной одежде;
пластмассовый пупс 20-25 см с комплектом одежды;
кроватка с бельем и коляска;
мягкие игрушки: мишки, зайчики, собачки;
небольшие звери, дикие и домашние;
конструктор деревянный и блочный;
несколько больших машинок;
наборы для ролевой игры: доктор, парикмахерская, магазин;
всякие предметы-заместители природного материала (шишки, листья);
предметные картинки с изображением животных, деревьев, посуды, мебели и пр.;
мягкие мячи для игры дома;
резиновые мячи для улицы;
набор для игры с песком и водой.
И помните, что при покупке игр и игрушек необходимо пользоваться простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать! Играйте с ребёнком каждый день, при этом не одергивайте его, не читайте нотации. А если просит многократно повторить сюжет, не отказывайте в этом. Заинтересовывайте ребёнка, но не заставляйте его играть. Игра должна продолжаться до тех пор, пока она всем приятна. Удерживайтесь от обидных замечаний «Эх ты глупый!» и т. п. Не получается – переключите его внимание на другое дело.
Новоселова Галина Анатольевна, специалист по комплексной реабилитации