Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

«Чем больше ребёнок видит, слышит и переживает, чем больше он узнаёт и усваивает,

чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»

Лев Семёнович Выготский

Ребенок с раннего возраста активно познаёт окружающий мир, который открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Он изучает всё, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Превращение ребенка в «почемучку» обычно приходится на самый исследовательский возраст – от 3 до 5 лет, во время которого происходит резкий скачок в развитии всех познавательных процессов.

Развитие любознательности у детей дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям («что это?»), затем формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов («что там внутри?») и расширение знаний о них («для чего это нужно?»), важным является появление желания и умение поделиться своими знаниями с окружающими. Необходимо помочь «почемучкам», вселить уверенность в правильности их суждений или подсказать верный ответ. Когда ребёнок начинает задавать вопросы, надо отвечать точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.

Родители могут помочь в развитии любознательности, организуя дома небольшую «лабораторию» и экспериментируя вместе с детьми.

Например, проведите следующий опыт: возьмите сухой и влажный песок и предложите ребенку провести эксперимент - из какого песка можно лепить, из какого нельзя? После опыта спросите, почему из сухого песка нельзя лепить? А что же можно делать с сухим песком? (Насыпать его в бутылочку, баночку, просеивать через сито.) Отметьте, что он принимает форму емкости, в которую его насыпали. А из влажного песка слепите пирожные и обыграйте их: угостите кукол, продавайте в магазине кулинарии.

Закрепляем: положите изделия из песка сушить. Спросите, почему они опять рассыпаются?

Каждый день на прогулке спрашивайте: «Можно ли сегодня лепить из песка или нет, почему?». (Ярко светит солнце - песок сухой; его намочили или шел дождь - песок влажный.). А как при ярком солнце сделать песок влажным? Как сохранить песок сухим при дожде?

Закрепляем знания о свойствах песка: сухой песок рассыпается, принимает форму того предмета, в который его насыпают, его можно просеивать; мокрый песок становится, как тесто, из него можно лепить.

Также можно познакомить с предметами, которые по-разному падают вниз (быстрее – медленнее): предложите ребёнку поиграть с предметами. Мяч, кубик бросать вверх и смотреть, как они быстро падают. Пёрышко, кусочек ваты, листочек можно сдуть с руки и понаблюдать, как они медленно и плавно падают.

Поразмышляйте, почему все предметы падают вниз? Почему одни падают плавно, другие - быстро? Скажите, что земля, как магнит, притягивает их. Закрепляем: на улице можно пускать мыльные пузыри.

Поиграйте в словесную игру «Быстро – медленно»: быстро упадет... (мяч, кукла); медленно упадет... (перышко, вата, пух). Ребёнок должен перечислять сам! Ну а если он захочет бросить вверх подушку, разрешите ему. Однако подчеркните, что бросать вверх такие предметы, как молоток, стакан, вилка, опасно. Расскажите ребёнку сказку: жила – была капелька воды. Её домом было облако. Когда капелек-подружек стало много, пошел дождь. Капелька вместе с подругами упала на землю, и образовалась лужа. Ночью стало холодно, и капелька вместе с подружками превратилась в льдинки. Она красиво переливалась на солнце. Потом солнце стало светить ярче. И что стало с льдинкой? (Она опять растаяла.)

Побеседуйте с ребёнком. Где жила капелька? Почему пошёл дождь? Почему она превратилась в льдинку? (Капелек стало много, она стала тяжелой, и вода пролилась на землю; ночью стало холодно – она замерзла.) Зарисуйте сказку: облако, дождь, лужу, а можно добавить и что – то свое. Пофантазируйте вместе.

Вспомните сказку, про «лубяную и ледяную избушки».

Любознательность у детей – это врожденное качество, которое необходимо развивать с раннего возраста. Неподдержанный интерес может сникнуть, «почемучка» перегорит и его стремление узнать новое сведется к нулю. Поэтому совместно с детьми наблюдайте за явлениями, экспериментируйте с предметами окружающего мира; поддерживайте начинания, удивляйтесь их открытиям.

Трушкова Наталия Владимировна,
психолог