Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. Если ребенок к трем годам не заговорил, то необходимо проконсультироваться со специалистами, проверить психическое развитие ребенка и слух. Если все в порядке, приступать к работе на развитие речи ребенка в домашних условиях.

Говорите с малышом. Чем чаще и дольше вы разговариваете с ним, тем больше у него поводов усвоить новые слова и понятия и захотеть вам ответить! При любом удобном (и неудобном) случае беседуйте с ребенком: рассказывайте, как работает пылесос, что вы кладете в суп, озвучивайте действия свои и ребенка. Только не стоит употреблять много искаженных «детских» слов («бибика», «ававка» и т.п.). Лучше говорить с ним, используя простые, но правильные слова. Играйте с малышом. Чем активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. «Озвучивайте» игрушки, просите показать тот или иной предмет, где «спрятался» котенок и т.п. Игры формируют тесную эмоциональную связь между родителем и малышом, а это помогает детям раскрыться и заговорить. Игра – самая важная форма деятельности для малыша. Если он увлечен действиями с игрушкой, то для него совершенно естественным является кормить ее, укладывать спать, одевать на прогулку.

Не забывайте о необходимости совершенствования мелкой моторики. С самыми маленькими детьми в этом вам помогут разнообразные игрушки-вкладыши, игрушки по типу «почтового ящика», где в окошки надо вставить подходящие по форме детали. Детям постарше предлагаются более сложные игрушки, конструкторы и т.п. И, конечно, пальчиковые игры – короткие стихотворные тексты, сопровождаемые движениями кистей и пальчиков. Классический пример таких игр – знакомые с детства «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др.

Наберитесь терпения! На самом деле, ребенку совершенно все равно, во что и какими игрушками играть – лишь бы вы принимали в этом активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-нибудь вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на то, что вам пока не отвечают. Пройдет какое-то время – и малыш порадует вас первыми словами.

Юлия Викторовна Вахтерова, логопед