Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Floortime/Флортайм (время, проведенное в игре на полу) – это вид терапевтической интервенции в форме игры. В этом процессе терапевт и родитель используют время, когда ребенок вовлечен и активен, для того, чтобы помочь ему развиваться и справляться с трудностями развития и обогащать навыки и умения во всех сферах.

Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда – теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Также одним из преимуществ этого подхода является то, что самые близкие для ребенка люди – родители могут обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.

Методика Floortime подходит всем детям с РАС, с синдромом Дауна, с задержкой темпов развития, с нарушениями поведения и речевого развития.

Выделяют три основные идеи в основе подхода флортайм:

1. Взрослый следует потребностям ребенка и подключается к его эмоциональному состоянию.

2. Взрослый создает условия для того, чтобы ребенок был спонтанным, креативным, создавал идеи и проявлял инициативу.

3. Взрослый подключает все сенсорные системы ребенка и его актуальные способности, эмоции для дальнейшего развития.

Примеры игр по программе Флортайм:

1. Игра «Через туннель»: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провести машинку по этой трассе. Ждите ребёнка в конце туннеля: «Я здесь! Приезжай ко мне в гости! Я жду тебя» и хвалите малыша за все предпринятые попытки. Позвольте ему протаранить вас – «бу-бух»! Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая малыша в догонялки.

2. Игра «Читаем книгу»: садимся рядом с ребенком и просим его выбрать книгу, которую он хочет читать. Выбирайте специальные детские книжки с объемными фигурками и движущимися героями, чтобы как можно сильнее удивить малыша и поощрить его к рассматриванию следующих страниц. Накрывайте уже знакомых персонажей руками – «Это - моя собака»! И предлагайте ребенку точно так же накрыть его фаворита в книжке.

3. «Игра в мяч» пусть ребенок выберет мячик из множества размеров и цветов. Помогайте малышу катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу. Добавьте мячу новые роли, например, шишка, которая упала «прямо мишке в лоб!». Собирайте мячики в корзинку, разбросав по дому, как каштаны в осеннем парке. Толкайте мячики одновременно – с разной скоростью, изучая, какой быстрее ударится о стену.

4. Игра «Строитель»: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков «Лего». «Мы стремимся высоко! Кто выше? А я выше! А теперь ты!». Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет малышу усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Добавьте к высокому строению любимую игрушку: «А где твой любимый солдатик? Давай он залезет на башню и спрыгнет вниз! А вот мисочка, эй, солдат, прыгай в неё!».

5. «Танцы» включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных в сопровождении звуков («А теперь как уточки, на корточках, кря-кря!»).

6. Игра «Рельефная ходьба»: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники), лощеной бумаги. Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.

7. Игра «Сортировка по цветам»: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши по ведеркам разных цветов. Сделайте кубики «одушевленными», например, добавьте звук и прятки (Кубик в мешочек – прыг! Где кубик? – а вот он, ку-ку!). Или наклейте на кубики изображения животных и поиграйте в зоопарк, когда животных распределяют по клеткам. Озвучивайте толпу фауны, показывайте, кто бежит, а кто грациозно вышагивает, обгоняйте, фыркайте, цокайте копытом.

Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что особенный ребенок играет по-особенному.

Наталья Николаевна Рогозина, логопед

(Источник: Барыбина Е. Б., кандидат психологических наук, олигофренопедагог)