Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Чтобы смыть грязь и пыль с овощей и фруктов, обычно бывает достаточно споласкивания под струей проточной воды.

Но вот в случае, если на продукте присутствуют вредные микроорганизмы, пестициды, следы обработки для хранения (воск и парафин) или вовсе «термоядерной» химии, использующейся для защиты растений, простой водой не обойтись. Здесь нужна более тяжелая «артиллерия»!

Средства для мытья овощей и фруктов

Самое распространённое и универсальное средство для мытья продуктов подобного рода - чистая проточная вода. Воспользоваться её помощью придётся вне зависимости от того, что именно будет употреблено в пищу.

Рекомендуется использовать обычное мыло для промывания овощей и фруктов. Антибактериальное мыло справится с загрязнениями и дополнительно обеззаразит поверхность плода.

Народные методы советуют отмывать овощи и фрукты раствором пищевой соды или даже замачивать в ней продукты на короткое время, как правило, до пятнадцать минут - в зависимости от конкретного плода.

Для того, чтобы отмыть некоторые овощи от земли, грязи и пыли, придётся весьма кстати небольшая обыкновенная щётка, с помощью которой можно будет эффективно и вместе с тем достаточно деликатно удалить загрязнения. Использовать щётку лучше при промывании плодов непосредственно перед употреблением в пищу, так как патогенные микроорганизмы воспользуются образовавшимися микроповреждениями, чтобы размножиться там.

Как правильно мыть?

Корнеплоды (картофель, редис, морковь, свеклу и т.п.), нужно ненадолго замочить (10-15 минут) в тёплой воде. Затем тщательно очистить щёткой, и хорошо промыть.

Капусту (белокочанную, пекинскую и др. листовые виды) перед промыванием прохладной водой нужно очистить от верхнего слоя листьев.

Цветную капусту, чтобы избавить ее от насекомых, лучше предварительно замочить в прохладной воде, разделить на соцветия, одновременно освобождая ее от потемневших участков.

Особого внимания требует зелень. Зелёный лук, укроп, петрушку, кинзу, щавель, салатную зелень нужно перебрать, удалить корни, пожелтевшие и поврежденные листья. Далее зелень замочить в прохладной воде на 15 минут, периодически меняя воду и разбирая зелень по отдельным листочкам и веточкам, пока на дно не осядет вся грязь и вода не станет чистой. После этого зелень нужно тщательно ополоснуть проточной водой. Для лучшего очищения зелени от патогенных микробов и яиц гельминтов можно подержать ее в течение получаса в солевом или уксусном растворе (по 1 столовой ложке соли или уксуса на 1 литр воды).

Виноград надо промывать под «душем» из-под крана. После мытья дать воде стечь. Если гроздья тугие, то их нужно разделить с помощью ножниц, но не отрывать ягоды от плодоножки. Она, как пробка, защищает ягоду от попадания посторонних микроорганизмов и предотвращает быстрое гниение и порчу продукта.

Ягоды, как и другие плоды, требуют тщательного мытья перед употреблением. Непосредственно перед мытьем следует отобрать все «лишние» ягоды: мятые, перезревшие, недозревшие, загнившие, поврежденные экземпляры. Не следует мыть и держать ягоды в воде дольше необходимого времени.

Для промывания вишни, черешни, малины, смородины и других ягод рекомендуется следующее: выложить ягоды на дуршлаг в один слой и промывать под проточной водой 5 минут. Так с поверхности сойдет земля или пыль. Чтобы отмыть клубнику от остатков земли и песка, лучше замочить ягоды на 5-10 минут в прохладной воде, а затем ополоснуть проточной водой.

Анна Владимировна Тихонова, медицинская сестра

Лексика – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

С 1,5 до 2 лет необходимо развивать понимание речи, способности подражания звукосочетаниям и словам, накапливание словаря, формирование речи как средства общения с окружающими.

В 3 года жизни необходимо учить детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать навыки речевого общения с взрослыми и сверстниками.

К 4-м годам продолжать расширение активного и активизация пассивного (понимание речи) словаря детей по лексическим темам: «Игрушки», «Семья», «Части тела», «Предметы туалета», «Посуда», «Продукты питания», «Животные», «Мебель», «Транспорт» и пр.

Грамматические нормы, которые необходимо освоить ребенку:

- употребление притяжательных местоимений: мой, моя, мои, моё в сочетании с существительными мужского и женского рода;

- употребление существительных в винительном, дательном, творительном падежах в единственном и множественном числе;

- употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; существительных в единственном и множественном числе («Один – много»); существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени (Маша играет. Дети играют).

- употребление в речи простых предлогов: на, в, под, за, у, к, с, по, над;

- употребление наиболее доступных антонимических отношений (высокий – низкий, толстый – тонкий, добрый – злой) и др.

К 5 годам речь ребенка обогащается по лексическим темам: «Грибы», «Ягоды», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Мебель», «Части тела», «Транспорт», «Профессии», «Насекомые» и др.

Формирование грамматических представлений включает: упражнения на словоизменение; словообразование; употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.

К 6 годам ребенок осваивает лексические темы: «Деревья», «Перелетные птицы», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Головные уборы», «День защитника Отечества», «Праздник 8 марта», «Транспорт»

Развитие грамматического строя включает: отработку падежных окончаний имен существительных единственного числа; преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число; согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (согласование числительных два и пять с существительными; образование глаголов движения с приставками; употребление сложных предлогов из - за; из-под; около; возле. Образование сравнительной степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный и т.д.

В 7 лет: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Перелетные птицы», «Деревья», «Мебель», «Зима», «Новогодний праздник», «Одежда», «Головные уборы», «Зимующие птицы», «Инструменты», «Праздник 9 мая».

Старшие дошкольники: закрепляют употребление падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе; согласование существительных с числительными; образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных, возвратных глаголов; образование новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар) и т.п.

Уткина Наталья Александровна, логопед

Домашние животные - верные друзья человека. Однако те, кто решил завести питомца, должны подумать не только о ласке и внимании, которые им подарят, но и о болезнях, которыми могут заразиться от любимой кошки или собаки.

1. Дерматомикоз, или стригущий лишай - одно из самых известных заболеваний, которое передается человеку от животных. Недуг приводит к поражению кожных покровов, которые вызывают патогенные грибки. Возбудитель заболевания приводит к воспалению кожи, проникая в ее глубокие слои. Заболевание передается человеку от кошек и собак.

Симптомы у животных: выпадение волос на пораженных участках, красные пятна. Чаще всего первые симптомы заболевания появляются на голове, ушах или хвосте животных. Пораженные участки начинают чесаться, в результате чего возбудитель заболевания распространяется на другие части тела.

Симптомы у людей: красные круговые пятна на коже.

2. Глистная инвазия - наибольшей угрозе подвергаются маленькие дети

Опасны не все виды гельминтов. Болезни, которые могут развиться у человека при заражении паразитами от кошки:

• токсакароз (аскариды);

• дипилидиоз (огуречный цепень);

• эхинококкоз;

• круглые черви.

От кого можно заразиться: от кошек или собак.

Симптомы у домашних животных: у взрослых особей чаще всего развивается иммунитет, но, например, котята более уязвимы. Чаще всего они испытывают диарею, в некоторых случаях у животных возникают серьезные проблемы с легкими или печенью. Животное обычно быстро приобретает неприглядный внешний вид (тусклая, жирная шерсть) и теряет вес.

Симптомы у человека: при легкой форме заболевания у людей чаще всего нет никаких ярко выраженных симптомов, может быть диарея, боли в кишечнике и желудке, высыпания на теле, потеря аппетита. Тяжелая форма сопровождается высокой температурой, увеличением селезенки или печени, иногда могут появиться головная боль, судороги, рвота, параличи.

3. Лептоспироз - заболевание также известно, как собачий тиф, хотя им могут заболеть любые виды млекопитающих. Однако собаки наиболее восприимчивы к вирусу, вызывающему этот недуг. Домашний питомец может заразиться во время питья или купания на природных водоемах. Человеку лептоспироз передается с водой или при контакте со слюной или мочой нездорового животного.

От кого можно заразиться: от щенка или взрослой собаки, лошадей и крупного рогатого скота.

Симптомы у животных: поражение капилляров, печени, почек, возможны паралич и поражение оболочек глаз.

Симптомы у человека: температура, увеличение печени и селезенки, мышечные боли, тахикардия, миокардит, анемия.

4. Фелиноз – «кошачья царапина» - возбудители ее Bartonella проникают в организм через царапины на коже и содержатся в слюне, моче, на лапах и когтях животного.

Симптомы у животных: определить, является ли кошка носителем Бартонеллы, практически невозможно. Внешне патология проявляется в виде небольшого снижения активности и увеличения лимфатических узлов.

Симптомы у людей: на пораженных участках возникают покраснения и папулы. Чаще всего болезнь протекает бессимптомно, в редких случаях происходит воспаление лимфатических узлов и повышение температуры тела, иногда развивается конъюнктивит. Если у заболевания легкая форма, то обычно иммунная система человека сама справляется с инфекцией. При осложненной - адекватное и своевременное лечение антибактериальными мазями приводит к быстрому выздоровлению. Повторного заражения не будет, у человека формируется стойкий иммунитет.

Профилактические меры

Предупредить любые антропозоонозные заболевания человек может легко, соблюдая несложные правила:

- дегельминтизация домашнего питомца - необходимо своевременно, не реже одного раза в три месяца, дегельминтизировать. Эта несложная процедура проводится самостоятельно. Коту необходимо дать специальную таблетку или суспензию и угроза заражения многими неприятными заболеваниями, вызываемыми паразитами, будет предотвращена;

- обработка от наружных паразитов - котов, особенно гуляющих на улице, необходимо два раза в год обрабатывать специальными противопаразитарными средствами. Они выпускаются в виде ошейников, капель, лосьонов, шампуней;

- дезинфекция и личная гигиена - самыми главными профилактическими мерами для предупреждения заражениями является ежедневная уборка помещений с использованием дезинфицирующих средств. После игр с животными, кормления, уборки следует тщательно вымыть руки с мылом. В случае необходимости - обработать дезинфицирующими средствами.

Если заболевание уже наступило, следует незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

Анна Владимировна Тихонова, медицинская сестра

Самооценка – это оценка самого себя, своих способностей, своих возможностей, качеств личности, достоинств и недостатков, своего места среди других.

Дошкольник ещё не может оценить самого себя. Он видит самого себя глазами своих родителей и оценивает себя так, как относятся к нему его родители. Их слова, жесты, мимика, прикосновения – всё это несёт ребёнку информацию о его ценности, поэтому важно очень грамотно реагировать на удачи и промахи ребенка, а также развивать положительное отношение к себе и повышать самооценку через различные игры.

1. Игра «Продолжи фразу»: ребенку кидают мяч с неоконченной фразой: «Я умею…», «Я могу…», «Я хочу научится…» и др. А он договаривает ее. Причём мяч кидают несколько раз, но окончание должно быть разным, для того, чтобы ребёнок осознал, как много он всего умеет.

2. Игровое упражнение «Солнышко»: это упражнение направлено на повышение самооценки ребёнка и формирования представлений о себе. Попросите ребенка нарисовать солнышко и приклейте его фото, если нет, то пусть напишет своё имя. Нужно, чтобы каждый лучик был назван его качеством (добрый, потому что помог сестренке, самостоятельный, потому что сам чистит зубы и т. д.) А если качеств не хватает, дайте возможность пофантазировать: какие качества он хотел бы иметь.

3. «Коробка достижений»: эти простые задания помогут увидеть и оценить свои ежедневные успехи и победы. Для этого нужна красивая коробка и маленькие листочки, на которых ребенок будет записывать свидетельство своего успеха.

Чаще хвалите своего ребенка, говорите ему, какой он храбрый, самостоятельный, сильный. При этом каждый день давайте ребенку маленькое посильное задание и вы увидите, что через несколько дней или недель у вашего ребенка появятся эти качества.

Часто мамы говорят ребенку: «Будь умницей! Не дерись! Получай только пятерки! Тяни руку первым! И т.д. И только мудрая мама скажет своему ребенку: «Стань лучше, чем вчера!» Будь выше, чем вчера!»

Успехи ребенка не должны сравниваться с успехами других, а только с самим собой!

Наталья Владимировна Овчарова, специалист по комплексной реабилитации

Инфракрасная кабина отличается от привычного понимания саун. Температура кабины с инфракрасным излучением находится в пределах 38 - 45 градусов. Излучение направлено на прогрев организма человека изнутри, поэтому попариться там не удастся. ИК-нагреватели испускают тепло волновым способом, поэтому его действие более эффективно. Тепло поглощают конкретные органы и ткани. Она работает практически бесшумно, поэтому ребенок во время сеанса может расслабиться и не волноваться.

Важным моментом является материал самой кабины — используется натуральное дерево, которое выделяет полезные вещества – фитонциды. ИК-лучи прогревают все составляющие организма: кости, суставы, ткани, мышцы и органы. Прогрев способствует ускорению потока крови и лимфы. Весь организм резко насыщается кислородом, который переносится кровью, мышцы значительно крепнут в условиях быстрого метаболизма. Обогащение организма кислородом непременно повысит иммунитет и будет профилактикой ряда заболеваний. Поры на коже открываются, что способствует ее очищению. За счет ускоренного потоотделения организм избавляется от токсинов и шлаков.

Здоровье малышей - превыше всего. Поэтому перед тем, как вести ребенка на сеанс ИК-терапии, проконсультируйтесь с врачом. Кожа детей гораздо тоньше, чем кожа взрослых, поэтому с излучением нужно быть осторожным.

Рекомендуют посещение инфракрасных кабин детям с 2 - 2,5 лет. Длительность первых приемов должна быть не более 7 - 10 мин. При регулярных сеансах уже через 3 - 4 месяца можно наблюдать заметные улучшения. По мере взросления длительность приемов увеличивается до 15 - 20 мин.

При регулярном посещении инфракрасные кабины помогут ребенку:

 повысить иммунитет;

 нормализовать давление в артериях и венах;

 предотвратить развитие заболеваний, сопровождаемых кашлем, насморком, осложнением работы бронхов и легких;

 смягчить симптомы аллергии;

 справиться со сколиозом на ранних стадиях.

Анна Владимировна Тихонова, медицинская сестра