Каждый родитель сталкивается со страхами своего ребенка. Бывает так, что это проходит само собой, но иногда у детей возникают устойчивые страхи, с которыми они не могут справиться.
У детей бывают страхи, соответствующие возрасту, которые проходят со временем, когда ребенок подрастает и самостоятельно справляется со своими эмоциями. Но бывает и так, что их количество настолько большое, что самостоятельно побороть их ребенок уже не может.
Вот несколько советов, как помочь ребенку побороть страхи:
• Не переубеждайте ребенка, что этого не существует, не смейтесь над тем, о чем он рассказывает.
• Предложите ребёнку нарисовать страх. Не критикуйте и не подсказывайте, что и как ему лучше нарисовать. Подбадривайте его простыми словами, включитесь в процесс и проявите заинтересованность. Рисование поможет справиться с переживаниями.
• Можете предложить ребёнку дорисовать что-то изображению, чтобы стало немного смешнее или не так страшно. Например, чудище можно разрисовать цветами радуги, а страшного зверя посадить в ящик и закрыть его большим замком, выкинув ключ.
Только активная помощь и поддержка взрослых может помочь ребенку избавиться от страхов. Всё можно преодолеть совместной деятельностью.
Борта Светлана Сергеевна, специалист по комплексной реабилитации
Каждый родитель заботится о том, чтобы у его ребёнка был хороший словарный запас. Вот несколько советов и игр, как увеличить словарный запас ребенка.
1. Побольше читайте. Читать нужно не очень быстро, чтобы ребёнок успевал «услышать» новые слова. Если он попросит вас объяснить значение какого-нибудь слова, сделайте паузу и объясните ему это.
2. Говорите со своим ребёнком. Ребенок, как губка, впитывают всё, что слышит.
3. Играйте с ребенком. Давно доказано, что обучение детей в игровой форме даёт отличный результат. Учитывайте возраст ребенка и правильно подбирайте игры. Дети очень любят играть в загадки. Взрослый рассказывает о предмете: «Летом серый, зимой белый…», а ребенок отгадывает, кто это. После этого ребёнок описывает предмет вам, а вы отгадываете.
С детьми старшего возраста, предлагаем игры со словами:
- из «длинного» слова составить много новых слов. Можно это делать по очереди (взрослый-ребенок) или на время. Слова для справок: КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ, КОСМОНАВТИКА, ИНФОРМАЦИОННЫЙ;
- сколько слов можно составить? Первая буква «М», последняя «А»; первая «Т», последняя «Я»;
- составьте слова, подобрав пропущенные буквы _А_А_, _О_О_, _Е_Е_;
- назови город, в названии которого есть буква «У»;
- назови город, в названии которого НЕТ буквы «А»;
- найди 10 названий животных (см. фото).
В такие «сетки» можно спрятать слова по всем лексическим темам (игрушки, посуда, обувь, продукты, транспорт и т.д.);
- «Имя-город-растение-животное-река». Лист делится на пять столбцов, у каждого игрока своя таблица. Загадывается любая буква, и по команде «старт» игроки заполняют таблицы словами на эту букву. При сверке слов, совпавшие слова вычеркиваются. Побеждает тот, у кого больше всех незачёркнутых слов.
Как можно больше играйте со своим ребенком и результат не заставит себя долго ждать!
Татьяна Юрьевна Филатова, логопед
Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики и существенно влияет на развитие детей. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Большое значение в развитии мелкой моторики рук на занятиях по трудовому воспитанию играет использование специальных тренажеров и развивающих игр.
В БУ «Няганский реабилитационный центр» инструктор по труду применяет в работе с детьми следующие тренажеры и игры:
1) Тренажер межполушарного развития «Левое-правое» - развивает логику, мышление, мелкую моторику, двигательную память;
2) Многофункциональный стол «Дон» - это набор тренажеров для развития и реабилитации мелкой моторики, двигательных функций и интеллектуальных навыков. Набор состоит из 11 тренажеров и предназначен для всестороннего развития и восстановления двигательных функций пальцев рук, кисти и предплечья после перенесенных травм и других заболеваний, связанных с временной приостановкой работы мышц рук и может использоваться для любых возрастных категорий;
3) Развивающие игры: «Удержи мячик», «Геоборд», «Застежки», «Шнуровки», «Пуговичный массаж», «Подбери пуговицы и нитки», игра с кусочками ткани, «Ассоциации «Профессии», лото «Кем быть», игра на липучках «Одень куклу», «Профессии».
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром. Занятия с тренажерами для развития мелкой моторики рук помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Ляйля Ахметясовна Мангушева, инструктор по труду
Летние каникулы - самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Ребенок так же, как и взрослые, мечтает летом отдохнуть от занятий, четкого режима дня, требований воспитателей и педагогов. Поэтому родителям нужно позаботиться о том, чтобы этот период был наполнен радостными переживаниями и событиями. Развивающие занятия нужно проводить только в игровой форме. Ребенок должен набраться сил и окрепнуть физически.
Лето представляет самые широкие возможности для организации игр на улице с водой и песком. Во время отдыха у воды привлекайте ребенка к сооружению замков, мостов, покажите, как можно лепить скульптуры из песка и воды, приобретите набор формочек «Алфавит», и ваш ребенок будет делать не просто куличики из песка, а потренируется в составлении и чтении слов. Просто напишите на песке половинки букв. Пусть ребенок узнает и допишет, а потом составит из них слова.
На развитие познавательного интереса устраивайте тематические игры-путешествия в поездках или рядом с дачей, домом. Например: изучаем растительный мир. Осматривайте растения в саду и на грядке, сравнивайте, вспоминайте названия и виды овощей, фруктов, цветов, ягод, деревьев и т.д.
Для тренировки памяти, внимания и мышления можно использовать следующие игры и упражнения:
1) «Назови одним словом!» - покажите ребенку овощи или фрукты, которые созревают летом и попросите назвать одним словом. Например: помидор, огурец, морковь, свекла - овощи. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову (насекомые, птицы и т.д.).
2) «Найди лишнее!» - разложите перед ребенком ягоды (малину, смородину, клубнику) которые собрали с грядки или в лесу, а рядом положите фрукт или овощ. Предложите определить, что является «лишним» и т.д.
3) «Скажи наоборот!» - называете ребенку слова, а он подбирает антоним (наоборот), например: большой – маленький, веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный – глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый – храбрый, белый - черный, твердый - мягкий т.д.
4) «Угадай по описанию!» - взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, фрукте, ягоде) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный, растёт на грядке (помидор).
5) «Что исчезло?» - на столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
6) «Что изменилось?» - на столе раскладывают несколько предметов. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одни предмет добавляют или меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
7) «Игры на описание» - попросите ребенка осмотреть место, где он находится (игровая площадка, берег реки или озера, поляна в лесу) и описать все, что он видит перед собой. В этом случае развивается не только внимание, но еще и связная речь. Ребенок учится правильно строить предложения, составлять описательный рассказ.
В течение дня поиграйте с ребенком в мяч на свежем воздухе, попрыгайте на скакалке. В вечернее время организуйте спокойные игры. Для этого пригодятся разнообразные детские домино, пазлы, лото, шашки, мозаика, раскраски, соедини по точечкам.
Играйте и отдыхайте с пользой!
Юлия Викторовна Вахтерова, логопед
В БУ «Няганский реабилитационный центр» специалистами по комплексной реабилитации проводятся такие мероприятия с детьми, как развивающие и творческие занятия, театральная и игровая деятельность.
Игровая деятельность детей очень разнообразна, дети любят играть в дидактические, строительные, подвижные и другие виды игр.
Особенно полюбились детям сюжетно-ролевые игры
Дети с удовольствием берут на себя роли «врача», «продавца», «повара» и других профессий, знакомятся с их деятельностью, учатся взаимодействовать с другими детьми в игре.
В ходе сюжетно-ролевой игры дети учатся соблюдать правила. У детей развиваются такие процессы, как воображение, речь, интеллект, расширяется словарный запас.
Галина Анатольевна Новосёлова, специалист по комплексной реабилитации