Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Что такое сальмонеллез? Это инфекционное заболевание, которое вызывается различными бактериями рода Salmonella, характеризуется разнообразными клиническими проявлениями: от бессимптомного носительства, до тяжелых форм. В большинстве случаев протекает с преимущественным поражением органов пищеварительного тракта.

Каковы симптомы (признаки) сальмонеллеза у человека? Инкубационный период при пищевом пути заражения колеблется от 6 часов до 3 суток (чаще 12-24 часа). При контактно-бытовом пути передачи инфекции инкубация удлиняется до 7 дней.

Обычно заболевание начинается остро, повышается температура тела (при тяжелых формах до 39°С и выше), появляются общая слабость, головная боль, озноб, тошнота, рвота, боли в эпигастральной и пупочной областях, позднее присоединяется расстройство стула. Наиболее выражены они к концу первых и на вторые и третьи сутки от начала заболевания. При легкой форме сальмонеллеза температура тела 37-38°С, рвота однократная, стул жидкий, водянистый до 5 раз в сутки. При тяжелом течении лихорадка (выше 39°С) длится 5 и более дней, выраженная интоксикация. Рвота многократная, наблюдается в течение нескольких дней. Стул более 10 раз в сутки, обильный, водянистый, зловонный, может быть с примесью слизи.

Можно ли вылечить сальмонеллез дома? Лечение сальмонеллеза обязательно должно проходить под контролем врача. Сальмонеллез может протекать в тяжелой клинической форме, и больные люди нуждаются в обязательной госпитализации в инфекционный стационар. Следует отметить, что исчезновение признаков заболевания еще не говорит о полном выздоровлении. Нередко следствием сальмонеллеза бывают различные осложнения, например холецистит, гепатит, гастрит и другие.

Немаловажное значение для предупреждения возникновения и распространения сальмонеллеза имеют такие мероприятия, как своевременное выявление и изоляция больных или бактерионосителей, вовремя начатое адекватное лечение заболевших, диспансерное наблюдение за переболевшими предупреждает риск развития бактерионосительства.

Какие существуют меры профилактики сальмонеллеза?

Основу профилактики сальмонеллёза среди людей составляют ветеринарно-санитарные мероприятия, направленные на обеспечение надлежащих условий в процессе убоя скота и птицы, технологии обработки туш, а также соблюдение санитарного режима на предприятиях пищевой промышленности и общественного питания.

Лица, впервые поступающие на работу в детские дошкольные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, на предприятия пищевой промышленности и приравненные к ним учреждения, подлежат обязательному бактериологическому обследованию. Бактериовыделители не допускаются на работу в пищевые и приравненные к ним предприятия.

В общественном питании и личной домашней практике следует строго соблюдать санитарно-гигиенические правила приготовления пищи:

1. Своевременно и тщательно мойте руки с мылом при возвращении домой, перед едой, приготовлением пищи, после посещения туалета, послу ухода за животными;

2. Не приобретайте продукты в местах несанкционированной торговли или с рук, сомнительного качества, с истекшим сроком реализации, требуйте у продавца сертификаты качества на продукцию;

3. Молоко, не упакованное в стерильную тару, нельзя пить некипяченым;

4. Избегайте контакта между сырыми и готовыми пищевыми продуктами. Правильно приготовленная пища может быть загрязнена путем соприкосновения с сырыми продуктами;

5. Для разделки продуктов (сырых и вареных, овощей и мяса) используйте отдельные разделочные доски и ножи;

6. Мойте куриные яйца перед использованием, не употребляйте сырые и варите их не менее 5 минут после закипания.

7. Отнеситесь к приготовлению пищи серьезней. В процессе варки (жарки) сальмонеллы уничтожаются, но помните, что температура во всех частях пищевого продукта должна достигнуть 80° С и поддерживаться на этом уровне не менее 10 мин;

8. Скоропортящиеся продукты сохраняют в холодильниках в пределах допустимых сроков хранения;

9. Правильно храните пищевые продукты (в холодильнике), если приготовленные блюда остаются на следующий день, то перед употреблением их необходимо подвергнуть термической обработке;

10. Предохранять салаты, винегреты и другие холодные блюд от загрязнения руками в процессе их приготовления, хранение этих блюд в заправленном виде не более часа. Позаботьтесь о себе и своих родных, соблюдайте элементарные правила гигиены и сальмонеллез вам будет не страшен!

Наталья Андреевна Демина, медицинская сестра по физиотерапии

Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того, как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Обратившись же за разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к одаренности ребенка, в других – к шизофрении.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится «около» детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах.

Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.

Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись «по вкусу» ребенку.

Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения. Надеемся, что это поможет вам при отборе игр и учете интересов конкретного ребенка.

Наиболее сложные для аутичных детей игры – это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

Подвижные игры:

* «Рукавички» - цель: включение аутичных детей в групповую работу. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаковые рукавички.

Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз, можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.

* «Щепки на реке» - цель: создать спокойную, доверительную атмосферу. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе – Вода одной реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки. Дети сами могут решить, как они в качестве «Щепок» будут «двигаться по Воде»: медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.

* «Охота на тигров» - цель: научить детей планировать свои действия во времени. Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего – найти тигра.

Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.

* «Кто Я?» - цель: развитие представлений и воображения ребенка. Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т. Д.). Ребенок должен отгадать, кто это был.

Наталья Николаевна Рогозина, логопед

Источник: Архипова Е.Ф., доктор педагогических наук, профессор

По материалам книги Е. Лютовой и Г. Мониной «Шпаргалка для взрослых»

Одной из самых приятных физиотерапевтических процедур, помогающих расслабиться и успокоиться, является ванна. С ее помощью можно улучшить самочувствие, укрепить здоровье и продлить молодость. Усилить действие процедуры можно, добавив в воду полезные и доступные ингредиенты, к примеру, соль и хвою. Хвойно-солевая ванна обладает успокаивающим действием и улучшает состояние кожи.

Ее часто назначают при:

• дерматологических заболеваниях (экзема, нейродермит и т.д.)

• аллергии (в том числе диатезе у грудных детей)

• проблемах со сном

• депрессиях

• неврозах

• сердечно-сосудистых заболеваниях

• болезнях органов дыхания

Кроме того, морская соль и хвоя, используемые для приготовления ванны, содержат огромное количество витаминов и минеральных веществ.

Именно поэтому хвойно-солевая ванна будет полезна в качестве общеукрепляющего и иммуностимулирующего средства. Для приготовления хвойно-солевой ванны потребуются морская соль и хвойный экстракт. Последний продается в аптеках как в жидком виде, так и в брикетах. В качестве альтернативы хвойному экстракту можно использовать натуральную хвою или морскую соль для ванн, в которую экстракт хвои уже добавлен в фабричных условиях.

Если вы предпочитаете использовать натуральную хвою, лучше брать иголки сосны. В них содержится много эфирных масел, оказывающих благоприятное влияние на кожу и нервную систему. Также можно использовать сосновые ветки или шишки. Если хвойно-солевая ванна назначена грудничку, нужно следить за тем, чтобы концентрация соли и хвойного экстракта была не слишком высокой. На детскую ванночку объемом 30 литров потребуется 2 столовые ложки соли и 5–10 г хвойного экстракта или стакан хвойного настоя (приготовить его можно, залив кипятком 4 столовые ложки сосновых иголок, веток и шишек, настояв в течение двух часов и процедив). Такую ванну хорошо делать перед сном в течение 10–15 дней. Она нормализует тонус в ногах и руках малыша, улучшает сон и состояние кожи. Ванну для взрослого лучше сделать из морской соли и жидкого хвойного экстракта. На большую чашу с водой (200 л) потребуется 100 г соли и 2–3 столовые ложки жидкого экстракта. Не стоит добавлять их сразу в ванну, лучше предварительно развести их небольшим количестве воды в отдельном ковшике.

Оптимальная продолжительность приема хвойно-солевой ванны составляет 10–15 минут. Температура воды должна быть не более 37–38°С. Полезной будет как разовая процедура (например, при бессоннице), так и курсовое лечение.

Наталья Андреевна Демина, медицинская сестра по физиотерапии

Когда речь идет о ребенке с ограниченными возможностями, многие из нас понимают, что некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят), считая, что их ребёнок еще очень слаб, или «еще успеет», или «ему и так досталось». К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.

Самообслуживание – это начало трудового воспитания дошкольника. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Самообслуживание включает в себя освоение навыков: приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела, опрятности.

Основные навыки самообслуживания: что должен уметь ребенок

I. Навыки опрятности: при небольшой помощи взрослых пользоваться: носовым платком; полотенцем; горшком; расчёской; салфеткой, поправлять одежду.

II. Навыки приёма пищи: пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту), пить из чашки, держа её двумя руками, брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

III. Навыки одевания и раздевания: умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых, застёгивание крупных пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Существуют показатели нормы овладения навыками самообслуживания, но обязательно нужно учитывать особенности каждого ребенка:

1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев: самостоятельно ест ложкой любую пищу; имеет навыки поведения за столом: берет хлеб, пользуется салфеткой, старается есть аккуратно; проявляет интерес к своей одежде, радуется новым нарядам, самостоятельно снимает (стягивает) и надевает шапку, носки и обувь; обращает внимание на грязное лицо, руки; контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом); проявляет желание многое делать самостоятельно; знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей; вместе со взрослым может частично убирать игрушки на место.

1 год 9 месяцев - 2 года: проявляет самостоятельность во многих бытовых ситуациях; знает, что перед едой надо мыть руки и моет их, вытирает полотенцем с помощью взрослого; ест аккуратно, не обливаясь; пользуется салфеткой; для приема пищи садится за стол; самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, юбку, шорты, обувь (с небольшой помощью взрослого); частично раздевается; при напоминании пользуется носовым платком; знает место одежды, обуви, посуды, игрушек; вместе с взрослым может убрать игрушки; контролирует физиологические потребности; радуется новой одежде, любит наряжаться и «быть красивым».

Освоение навыков самообслуживания приобретает важное значение для ребенка 3-х лет. В этот период он заявляет себя как личность, стремится быть независимым, все хочет делать сам. Только развивая навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность.

Очень важное значение приобретает овладение навыками приема пищи, умением одеваться, «проситься в туалет» в то время, когда ребенок идет в детский сад. Воспитатель не сможет уделять ему столько же внимания, сколько мама, а значит, многие вещи ребенку придется делать самому. Важно помочь ребенку освоить основные навыки приема пищи, гигиены тела, туалета, одевания и раздевания.

В 3 года ребенок обладает следующими навыками самообслуживания:

 помогает убирать со стола;

 переносит что-либо из одной емкости в другую;

 ест сам, но неаккуратно;

 пользуется вилкой и ложкой;

 сам моет руки с мылом;

 под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на унитаз, надевает штанишки сам);

 застегивает и расстегивает большие пуговицы;

 надевает обувь;

 расстегивает и застегивает молнию (неразъемную);

 благодарит после еды без напоминания;

 сам пьет из сосуда или струи;

 сам пользуется туалетом;

 чистит зубы под присмотром;

 сам сморкается или напоминает о необходимости высморкаться;

 самостоятельно застегивает и расстегивает разъемную молнию.

Самообслуживание является основным видом труда ребёнка раннего возраста. Мы должны помнить, что независимо от нозологии, каждому ребенку хочется быть успешным и самостоятельным. Так давайте не лишать наших детей этих радостей!

Использован материал с сайта: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-navykov-samobsluzhivanija-u-detei-ranego-vozrasta-1190588.html

Оксана Владимировна Иванова, специалист по комплексной реабилитации

Ребенок с самого раннего возраста должен правильно питаться. Это одна из главных задач родителей. Правильно составленный рацион питания положительно отражается на здоровье ребенка, его настроении и успехах в школе.

Питание играет немаловажную роль в развитии организма, умственной деятельности. Потребляя только правильную и здоровую еду, ребенок будет защищен от негативного воздействия окружающей среды.

По сравнению с организмом взрослого, ребенок развивается стремительными темпами, на что уходит намного больше энергии. Поэтому он нуждается в качественных продуктах питания, которые организм должен получать своевременно. В ином случае могут наблюдаться различные проблемы: отставание в росте и развитии, частые болезни.

Главные принципы правильного рациона питания

Можно выделить несколько основных принципов, которыми стоит руководствоваться не только детям, но и взрослым:

* энергетическая ценность пищи должна в полной мере соответствовать энергетическим затратам в течении всего дня;

* следовать правильному режиму питания;

* нужно позаботиться о сбалансированном и разнообразном рационе питания, чтобы организм получал необходимое количество полезных веществ;

* продукты питания должны проходить правильную обработку. Это позволит добиться приятного вкуса и сохранить питательную ценность еды;

* учет личных вкусовых предпочтений;

* следование санитарным нормам касаемо хранения продуктов питания и их приготовления.

Следуя простым правилам, можно сделать рацион ребенка правильным. Это позволит избежать в дальнейшем множества заболеваний, а также обеспечит организму его правильное развитие.

Как организовать правильный режим питания

Рацион школьника зависит от его возраста.

Детям школьного возраста нужно питаться как минимум 4 раза на день.

При организации режима питания стоит руководствоваться следующими правилами:

1) в пище должно содержаться не менее 60% белков;

2) в рационе должны быть злаки, картофель и хлеб;

3) меню должно быть разнообразным и сбалансированным;

4) количество углеводов должно в 4 раза превышать количество жиров и белков;

5) нужно следовать режиму питания;

6) потреблять рыбу минимум 2 раза на неделю;

7) каждый день есть свежие фрукты и овощи;

8) меню на каждый день также должно включать молочную продукцию;

9) жирная пища и сладкое допустимы, но в небольших количествах и не в качестве замены основной пищи;

10) в меню должны быть свежевыжатые соки;

Если не уделять питанию ребенка должного внимания, то могут возникнуть проблемы со здоровьем:

 замедление роста и развития;

 появление лишнего веса;

 гастрит - часто появляется у детей, которые не хотят полноценно завтракать, едят острую пищу и фастфуд;

 нехватка железа и йода в организме;

 ухудшение общего самочувствия.

Девочки в подростковом возрасте могут сидеть на строгих диетах, желая выглядеть стройной и красивой. Это также негативно отражается на организме. Молодые парни портят свое здоровье разными гормональными препаратами, чтобы иметь красивое тело.

Таким образом, правильное питание очень важно для детей с самого раннего возраста. Родители должны позаботиться о том, чтобы их дети питались только качественными и свежими продуктами, соблюдая режим питания. Это позволит предотвратить многие проблемы и заболевания.

Наталья Андреевна Демина, медицинская сестра по физиотерапии