Ребенок с самого раннего возраста должен правильно питаться. Это одна из главных задач родителей. Правильно составленный рацион питания положительно отражается на здоровье ребенка, его настроении и успехах в школе.
Питание играет немаловажную роль в развитии организма, умственной деятельности. Потребляя только правильную и здоровую еду, ребенок будет защищен от негативного воздействия окружающей среды.
По сравнению с организмом взрослого, ребенок развивается стремительными темпами, на что уходит намного больше энергии. Поэтому он нуждается в качественных продуктах питания, которые организм должен получать своевременно. В ином случае могут наблюдаться различные проблемы: отставание в росте и развитии, частые болезни.
Главные принципы правильного рациона питания
Можно выделить несколько основных принципов, которыми стоит руководствоваться не только детям, но и взрослым:
* энергетическая ценность пищи должна в полной мере соответствовать энергетическим затратам в течении всего дня;
* следовать правильному режиму питания;
* нужно позаботиться о сбалансированном и разнообразном рационе питания, чтобы организм получал необходимое количество полезных веществ;
* продукты питания должны проходить правильную обработку. Это позволит добиться приятного вкуса и сохранить питательную ценность еды;
* учет личных вкусовых предпочтений;
* следование санитарным нормам касаемо хранения продуктов питания и их приготовления.
Следуя простым правилам, можно сделать рацион ребенка правильным. Это позволит избежать в дальнейшем множества заболеваний, а также обеспечит организму его правильное развитие.
Как организовать правильный режим питания
Рацион школьника зависит от его возраста.
Детям школьного возраста нужно питаться как минимум 4 раза на день.
При организации режима питания стоит руководствоваться следующими правилами:
1) в пище должно содержаться не менее 60% белков;
2) в рационе должны быть злаки, картофель и хлеб;
3) меню должно быть разнообразным и сбалансированным;
4) количество углеводов должно в 4 раза превышать количество жиров и белков;
5) нужно следовать режиму питания;
6) потреблять рыбу минимум 2 раза на неделю;
7) каждый день есть свежие фрукты и овощи;
8) меню на каждый день также должно включать молочную продукцию;
9) жирная пища и сладкое допустимы, но в небольших количествах и не в качестве замены основной пищи;
10) в меню должны быть свежевыжатые соки;
Если не уделять питанию ребенка должного внимания, то могут возникнуть проблемы со здоровьем:
замедление роста и развития;
появление лишнего веса;
гастрит - часто появляется у детей, которые не хотят полноценно завтракать, едят острую пищу и фастфуд;
нехватка железа и йода в организме;
ухудшение общего самочувствия.
Девочки в подростковом возрасте могут сидеть на строгих диетах, желая выглядеть стройной и красивой. Это также негативно отражается на организме. Молодые парни портят свое здоровье разными гормональными препаратами, чтобы иметь красивое тело.
Таким образом, правильное питание очень важно для детей с самого раннего возраста. Родители должны позаботиться о том, чтобы их дети питались только качественными и свежими продуктами, соблюдая режим питания. Это позволит предотвратить многие проблемы и заболевания.
Наталья Андреевна Демина, медицинская сестра по физиотерапии
В повседневной работе логопед решает многие задачи речевого развития детей, в том числе расширение словарного запаса. Для детей с общим недоразвитием речи характерны трудности с усвоением новых слов. Это проявляется в позднем появлении слов в речи ребёнка, их скудном количестве, понимании значения слова, искажении его слоговой структуры. Наблюдается также недостаточное количество обобщающих слов (мебель, овощи, насекомые и др).
Самый лучший способ обогащение словаря – это игра.
Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проходят с использованием различного дидактического материала:
1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай - животных называй» (фрукты, транспорт, грибы и т. д.). Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
2. «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)».
3. «Подскажи словечко». Логопед задаёт вопрос ребенку:
- Ворона каркает, а сорока? (Ребенок – стрекочет). Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? И т.д.
4. «Скажи ласково». Логопед называет первое слово (например, шар), а ребенок называет второе (шарик). Слова можно подобрать по сходству окончаний: стол-столик, ключ-ключик, шапка-шапочка, белка-белочка, книга-книжечка, ложка-ложечка, голова-головка, картина-картинка, мыло-мыльце, зеркало-зеркальце, кукла-куколка, свекла-свеколка, коса-косичка, вода-водичка, жук-жучок, дуб-дубок, вишня-вишенка, башня-башенка, платье-платьице и т. д.
5. «Горячий-холодный». Игра проводится после предварительной работы с детьми и усвоения ими таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». Логопед говорит ребенку одно прилагательное, а ребенок называет другое - с противоположным значением (горячий-холодный, хороший-плохой, умный-глупый, веселый-грустный, острый-тупой, гладкий-шероховатый, легкий-тяжелый и т. д.).
Игры по обогащению словарного запаса дают нам возможность в легкой игровой форме, с интересом для самого ребенка, расширить не только его лексический запас слов, но и поработать над пониманием речи, умением согласовывать слова между собой и тем самым соблюдать лексические нормы языка.
Уткина Наталья Александровна, логопед
В БУ «Няганский реабилитационный центр» психологом проводятся коррекционно-развивающие занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием метода Марии Монтессори.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете М. Монтессори, который охватывает множество зон. В кабинете имеется разнообразный материал для сенсорного развития детей, зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, а также мускульной памяти.
Занятия в кабинете М. Монтессори очень увлекают ребят. Одной из таких игр считается «Чудесный мешочек», с помощью которой ребята наощупь должны определить предмет. Это вызывает у них огромный восторг.
Для игр в кабинете М. Монтессори материалы можно изготовить своими руками, такие как звуковые цилиндры, которые изготавливаются из любых емкостей, коробок, их можно заполнить крупами, камешками, монетками. Такие предметы развивают остроту слуха у детей.
Таким образом, метод Марии Монтессори – один из самых востребованных методов развития ребенка.
Наталья Сергеевна Киреева, психолог
При назначении лечения зачастую выбор педиатров падает на вспомогательную терапию – электрофорез (или ионофорез). Он безопасен, имеет минимальные риски побочных эффектов, позволяет вводить небольшие дозы лекарств в место с патологическими изменениями. Процедура безболезненна для маленького пациента, ткани при введении лекарства не повреждаются.
Популярность вызвана тем, что ток способен оказывать положительное воздействие на организм человека: расширяет сосуды; расслабляет мышцы; снимает воспаление; стимулирует иммунитет; регулирует гормональный фон.
Проведение электрофореза у детей и взрослых различается потому что:
1. Детская кожа тоненькая и незрелая, имеет меньше клеточных слоев.
2. Кожный покров детей быстрее всасывает вещества, обладает низкой сопротивляемостью току.
3. До четырех месяцев у младенцев не развиты потовые железы, терморегуляция недостаточно развита.
4. Эпидермис у детей обладает высокой способностью к регенерации.
В связи с перечисленными факторами лечение электрофорезом нужно проводить под контролем медицинского персонала и родителей, соблюдая меры предосторожности.
У детей младшего возраста процедура не должна превышать7-8 минут. Детям более старшего возраста длительность увеличивается до 15-20 минут.
Показания для назначения электрофореза детям
занимают особое место в комплексном лечении разных болезней у детей. Их назначают при простудных заболеваниях, неврологических патологиях, болезнях костно-мышечной системы. Основные показания включают:
поражения центральной нервной системы (в результате гипоксии, ишемии, ДЦП);
черепно-мозговые травмы, инфекции головного мозга, их последствия;
астенический синдром;
заболевания ЛОР-органов и полости рта;
болезни органов дыхания (пневмония, бронхит);
нарушения работы желудочно-кишечного тракта;
патологии мочевыделительной системы;
заболевания опорно-двигательного аппарата (гипо- или гипертонус мышц, дисплазия тазобедренных суставов);
родовые травмы спины или головы, патологии шейного отдела позвоночника;
поражения периферических нервов (нейропатии, невриты);
воспалительные процессы внутренних органов с бактериальным поражением.
Назначает электрофорез только врач (педиатр, травматолог-ортопед, невролог или уролог). Специалист подбирает нужную дозировку лекарства, силу тока, количество процедур, выявляет противопоказания. Плюсом физиотерапии является то, что при введении лекарств отсутствует системное воздействие на организм, препарат действует локально в очаге поражения.
Как делают электрофорез? Механизм действия следующий: на тело, прокладку и электрод наносят лекарственное вещество. Его ионы приводятся в движение электрическим током. Через потовые протоки по кровотоку лекарство поступает к нужным органам и тканям. Эффект от терапии зависит от концентрации вещества, силы тока, длительности процедуры, специфики кожного покрова пациента.
При проведении процедуры детям устанавливаются минимальные параметры. Чтобы избежать испуга и боязни, маленьких детей важно правильно настроить на лечение, объяснить, что не будет больно, но возможны слабые пощипывания. Первую процедуру с целью знакомства проводят на минимальных показателях или даже без включения аппарата.
Грудничкам сеанс проводят через час после кормления или за 45 минут до него.
Перед началом терапии и после нее медсестра обязана провести осмотр кожи. Повреждений, покраснений и ожогов быть не должно. После воздействия тока область накладывания электродов желательно смазать кремом или специальным маслом.
Наталья Александровна Демина,
медицинская сестра по физиотерапии