Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

В повседневной работе логопед решает многие задачи речевого развития детей, в том числе расширение словарного запаса. Для детей с общим недоразвитием речи характерны трудности с усвоением новых слов. Это проявляется в позднем появлении слов в речи ребёнка, их скудном количестве, понимании значения слова, искажении его слоговой структуры. Наблюдается также недостаточное количество обобщающих слов (мебель, овощи, насекомые и др).

Самый лучший способ обогащение словаря – это игра.

Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проходят с использованием различного дидактического материала:

1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай - животных называй» (фрукты, транспорт, грибы и т. д.). Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

2. «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)».

3. «Подскажи словечко». Логопед задаёт вопрос ребенку:

- Ворона каркает, а сорока? (Ребенок – стрекочет). Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? И т.д.

4. «Скажи ласково». Логопед называет первое слово (например, шар), а ребенок называет второе (шарик). Слова можно подобрать по сходству окончаний: стол-столик, ключ-ключик, шапка-шапочка, белка-белочка, книга-книжечка, ложка-ложечка, голова-головка, картина-картинка, мыло-мыльце, зеркало-зеркальце, кукла-куколка, свекла-свеколка, коса-косичка, вода-водичка, жук-жучок, дуб-дубок, вишня-вишенка, башня-башенка, платье-платьице и т. д.

5. «Горячий-холодный». Игра проводится после предварительной работы с детьми и усвоения ими таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». Логопед говорит ребенку одно прилагательное, а ребенок называет другое - с противоположным значением (горячий-холодный, хороший-плохой, умный-глупый, веселый-грустный, острый-тупой, гладкий-шероховатый, легкий-тяжелый и т. д.).

Игры по обогащению словарного запаса дают нам возможность в легкой игровой форме, с интересом для самого ребенка, расширить не только его лексический запас слов, но и поработать над пониманием речи, умением согласовывать слова между собой и тем самым соблюдать лексические нормы языка.

Уткина Наталья Александровна, логопед