Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

26 апреля 2021 года в БУ «Няганский реабилитационный центр» проведено экологическое мероприятие «Юные экологи». Цель мероприятия – формирование у детей основ экологической культуры и безопасного поведения в природе, расширение знаний о природе нашего округа: ее особенностях, растительном и животном мире, воспитание бережного отношения к ней.

Мероприятие проводилось в игровой форме, где дети через загадки, стихи, эстафеты вспомнили о деревьях, животных нашего округа, окунулись в мир растений. Дети активно участвовали во всех конкурсах. Были использованы разнообразные дидактические игры.

Экологические мероприятия способствуют формированию мысли, что человек является частью природы. Человечество должно беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано. Жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Подготовил: Фанзалия Сафуановна Хамматова, инструктор по труду

Ранний детский возраст от одного года до трех лет - является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возраст раннего детства – это время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения. В дошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка.

Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Эти факторы незаменимы для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.

В данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речевое общение со взрослыми ребенок приобретает в десятки раз больше информации об окружающем мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения.

Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка. Слушание и понимание речи дает возможность познания действительности. Именно в раннем возрасте ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Он умеет выражать чувство привязанности и симпатии, а также чувства неприятия.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере, в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется. Ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Детально и внимательно изучает предметы и только после этого применяет их на практике. Дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых - куклу укладывает спать, кормит её, водит на прогулку. Везёт машину, коляску. Моет предметы домашнего обихода, стирает, готовит пищу и т. д.

К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры. Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать. Наиболее интенсивно развивается восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления. Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера. Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей.

Ребенок раннего возраста в состоянии понять, что именно не следует делать в природе – сорить, рвать и ломать растения, обижать животных. Он бывает насторожен по отношению к незнакомым местам, животным и людям, что вполне естественно. К концу третьего года ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов. У ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д.

Для каждого ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.

Старикова Марина Валерьевна, психолог

Источник: https://infourok.ru/

Двигательная активность удовлетворяет естественную потребность детей в движении и является средством познания окружающего мира. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья: устойчивости к заболеваниям, правильного физического развития, высокой работоспособности, выносливости, координации движений.

К сожалению, потребность детей в движении не всегда реализуется. В настоящее время дети много времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. В детском саду в связи с увеличением продолжительности обучающих занятий у детей стала преобладать статическая нагрузка.

Чего следует избегать при организации физического воспитания дошкольников:

- малой подвижности в течение дня, частых периодов бездействия;

- однообразия или трафаретности движений, их бесцельности;

- отсутствия творчества в двигательной деятельности;

- большой подвижности с высокой интенсивностью движений.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет не должна превышать 5,5-6 часов. На двигательную активность дошкольников должно приходиться 50-60% от периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.

Ведущеее место в двигательном режиме детей занимают физкультурно-оздоровительные занятия: утренняя гимнастика, упражнения во время прогулок, занятия в бассейне, физкультминутки.

Приобщая ребенка к занятиям, нужно учитывать:

- его состояние здоровья и индивидуальные особенности;

- исходный уровень физической подготовленности;

- погодные условия.

Необходимо соблюдать принцип постепенности увеличения нагрузок и регулярности занятий. Постарайтесь увлечь детей подвижными занятиями, участвуйте вместе с ними в Днях здоровья, спортивных праздниках, соревнованиях, ведь упражнения, выполняемые вместе и с удовольствием, принесут больше пользы!

Регулярная физическая активность – это и профилактика нарушений осанки. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника, правильными его изгибами, симметричным расположением лопаток, плеч, прямым положением головы, прямыми ногами без уплощения стоп. Осанка интенсивно формируется в старшем дошкольном возрасте, а устойчивая осанка - в среднем и старшем школьном возрасте. Но если появились дефекты в раннем возрасте, то они будут прогрессировать и в дальнейшем.

Ирина Дильшадовна Попова, инструктор-методист по лечебной физической культуре

Регулярная утренняя зарядка для детей важнее, чем для взрослых. Дошкольники и школьники вынуждены вести не слишком подвижный образ жизни, находясь преимущественно в помещении, поэтому у детей так часто встречаются проблемы с осанкой, лишним весом и физическим развитием в целом.

Простой домашний комплекс, регулярно выполняемый по утрам, влияет на организм ребёнка только положительно:

 укрепляет иммунитет, в первую очередь страдающий при недостаточной физической активности;

 укрепляет позвоночник, который может развиваться неправильно из-за малоподвижного образа жизни;

 улучшает работу сердечно-сосудистой системы: дети, регулярно делающие утреннюю зарядку, реже испытывают слабость и меньше подвержены перепадам артериального давления и обморокам;

 укрепляет мышечный корсет, сохраняя здоровую спину и красивую осанку.

Родителям нужно понимать, что:

1) дети непроизвольно копируют движения, поведение, привычки взрослых. Если поставить цель вырастить здорового, активного ребенка, начать следует с себя;

2) для самых маленьких сонь, которым лениво подниматься утром с уютной кроватки, можно придумать игру по мотивам любимой сказки или мультипликационного фильма, подобрать подходящую музыку;

3) не нужно брать с места в карьер: пока никто не готовит чемпионов и рекордсменов. Довольно, если первые комплексы будут рассчитаны на 5−7 минут. Лишь постепенно их следует расширять до 15, а затем и 20 минут, но не более того;

4) упражнения по возможности следует проводить на свежем воздухе (хотя бы в теплое время года). Если же ориентироваться на занятия в обычной квартире, то комнату нужно обязательно проветрить. Занятия в результате будут успешно совмещены с таким важнейшим элементом общего оздоровления, как закаливание;

5) какой-то день ребенок может попытаться проигнорировать занятия. Ничего страшного в этом нет. Взрослым все равно стоит провести обычный комплекс - в усеченном составе, самостоятельно. Возможно, малыш тут же и присоединится к маме или папе;

6) хороший стимул малышам дает участие в физзарядке их любимых игрушек, кукол. Их можно использовать или в качестве партнеров, или в качестве снарядов;

7) упражнения нужно менять, но не все разом, а по одному. Так можно снизить опасность надоедания постоянных движений.

Для детей утренняя зарядка должна стать непременным атрибутом начала дня, таким же привычным, как умывание, чистка зубов. Помочь организму проснуться, насытить его клетки кислородом - значит создать хорошее настроение на несколько часов вперед.

Ирина Дильшадовна Попова, инструктор-методист по лечебной физической культуре

Театр очень полезен для ребенка, он приобщает его к высокой культуре. На глазах детей знакомые с детства куклы начинают разговаривать и двигаться, петь и танцевать. Необычайность этого зрелища захватывает малышей, они с восторгом следят за ожившими куклами и их приключениями, которые разворачиваются на сцене. И те позитивные эмоции, которые дарит театр, невозможно получить больше нигде!

Первое полезное влияние театра на ребенка — это ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА К ПРАВИЛАМ И НОРМАМ ОБЩЕСТВА. Мы учим ребенка как себя нужно вести в театре, как одеваться и разговаривать, когда можно ходить и кушать, а когда нужно тихо сидеть. Эти элементарные нормы, для ребенка являются важным этапом приучения к дисциплине, общественным правилам и самоконтролю поведения. На этой основе потом будут усваиваться и другие нормы, а также законы общества.

Театр УЧИТ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ И ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ: видя, как актеры на сцене выражают свои эмоции, мысли, чувства, ребенок сопереживает героям, а это учит ребенка правильно выражать свой собственный внутренний мир. Чтобы жить в гармонии с другими людьми, нужно не только правильно понимать других, но и окружающим дать возможность понять себя.

Театр ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ, САМОКОНТРОЛЬ И КОНЦЕНТРАЦИЮ: наблюдая за театральным действом, ребенок должен следить за сюжетом, не отвлекаться, запоминать важнейшие события сюжета. Так ребенок начинает учиться контролировать и управлять своим познанием, поведением. А это важно детям, которые готовятся пойти в первый класс или учатся в первом классе. Окончательно способность полностью управлять собой – своим вниманием, мышлением, речью, воображением – будет сформирована к концу младшего школьного возраста, тем не менее, обратить на это внимание нужно уже после пяти лет.

А еще, театр ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: по ходу действия, ребенок представляет себе, как может развиться сюжет дальше, что может произойти и «кто это прячется за кустом», а это важный этап формирования воображения. Позже подобные фантазии могут стать основой для творчества ребенка.

Альбина Александровна Шепелева, специалист по комплексной реабилитации