Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Первый раз в первый класс! Это звучит очень завораживающе, как-то маняще и интересно. Но как сохранить эту любознательность ребенка на долгие годы, чтобы не пропал его интерес к учебе? Ведь сидя за партой в красивом классе, когда учительница задает вопросы: один, второй, третий - дети тянутся отвечать, а ты ничего не знаешь и не понимаешь их. Наверное, трудно будет удержать большой интерес и стремление к знаниям. Чтобы эта заинтересованность и стимул учиться не проходили как можно дольше, надо готовить ребенка к школе, к умственным нагрузкам постепенно.

Игра – наиболее значимая, а потому необходимая для ребенка деятельность. В игре развиваются качества, без которых обучение невозможно. В игре дети: учатся применять имеющиеся у них знания; ставятся перед необходимостью поиска новых знаний; получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их. В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение. Можно выбрать игры для подготовки к школе по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые:

1. Формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Повтори рисунок»).

2. Развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме).

3. Развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова на оборот», «Синонимы», «Составляем рассказ»).

С чего же начинать занятия по обучению грамоте? Конечно, с игры! Поиграем с ребенком в жуков. Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Вместе вы «летаете» по комнате и жужжите. Присели на цветок, замолчали, а потом снова полет и жужжание. «Какую песенку мы поем?» — прерывает жужжание мама. «Ж-ж-ж», - отвечает она сама, если ребенок не понял ее вопроса, и малыш с удовольствием присоединяется: «Ж-ж-ж». - «А послушай, в слове жук есть эта песенка: ж-ж-жук. Слышишь, как он поёт свою песенку? Давай-ка вместе - ж-ж-жук». Нужно отметить, что произнести таким образом слово, ребенку совсем не легко. Он должен изменить свою артикуляцию, как бы пощупать слово, найти в нем звук ж и потянуть его. Поэтому первое время ребенок повторяет слова вслед за мамой.

«Давай еще поищем слова, в которых жук оставил свою песенку. Ну-ка угадай: это животное с самой длинной шеей. Ну, конечно, ты угадал: жираф. Давай вместе скажем это слово так, чтобы услышать в нем песенку жука. А еще, какое ты знаешь слово?» Когда ребенок будет находить любой заданный вами звук, можно предложить ему определить место звука в слове (начало, середина, конец). Для этого можно использовать наглядный материал.

Играя с ребенком, обязательно обратите его внимание на то, как по-разному звучат звуки, очень похожие: первый в словах ммышка и ммишка. В слове мышка он звучит строго, сердито: м-м-м, а в слове ммишка — улыбается, ласково звучит: мь-мь. И когда в игре вы соревнуетесь, кто больше назовет слов, в которых звенит комарик, то, пожалуйста, не забудьте, что есть большие комары, которые звенят сердито: з-з-з, а есть маленькие, которые тоненько звенят: зь-зь-зь. Поэтому придумывайте слова сначала с песенкой большого комара, а потом с песенкой маленького комарика. Одна из известных игр, которая не только развивает внимание, но и помогает логически мыслить, - сборка пазлов. В них формируется целостный образ предмета, ребенок учитывает пространственное расположение деталей и их соотношение с другими частями целого. Дети очень быстро их запоминают и легко собирают по памяти и интерес к ним пропадает. Поэтому можно предложить понравившуюся картинку с журнала, или с раскраски, разрезать ее на части, неровными линиями, геометрическими фигурами и ребенку будет интересно собирать ее. Так же ребенку помогут сделать первые шаги в логическом мире геометрические конструкторы, игры головоломки. Эти игры развивают сообразительность, воображение и пространственные представления, воссоздание из геометрических фигур образных изображений.

Игры для развития речи.

1. Игра «Инопланетянин». Взрослый представляется инопланетянином и просит ребенка рассказать про задуманный вами любой предмет: я никогда не видел и не знаю, что такое стул. Ребенок в подробности должен рассказать, описать признаки и свойства этого предмета, так, чтоб было понятно, что это и для чего.

2. «Звериная семья». Предлагаем ребенку назвать папу, маму и детенышей в ед. и мн. числе. - Мама-корова, а папа… И у них родились…

3. Возвращаясь домой с детского сада, опишите дикое животное, домашнее. Можно задавать ребенку наводящие вопросы: название, внешний вид, как голос подает, где живет, чем питается, если есть польза, то какая.

4. «Узнай по описанию». Задавайте друг другу загадки: • Мяукает, царапается, мурлычет. • Хитрая, ловкая, хороший охотник. • Желтые, красные, осенние. • Красное, сладкое, спелое. • Старый, кирпичный, двухэтажный.

5. «Белый — черный». Подбери к каждому слову противоположное. Веселый-…. добрый-….. твердый-… Широкий-…. громкий-… быстрый-… Высокий-… холодный-… старый-…

6. «Один - много». Я называю один предмет, а ты много: дерево-… ветер-… крыло-… глаз-… платье-… ведро-… окно-… ухо-… книга-…

7. «Рассказ по картинке». Давай расставим картинки в правильной последовательности: с чего все начиналось, что произошло и чем все закончилось.

Старайтесь не только играть в вышеперечисленные игры для подготовки к школе, но и как можно чаще разговаривать с ребенком, хвалить, подбадривать и быть просто рядом. Даже если у малыша что-то не получается, вы должны приложить массу усилий и убедить его, что скоро у него все получится. Это порой бывает нелегко, но результат оправдывает усилия. Так, с помощью родителей, ребенок приобретает жизненный опыт и уверенность в себе.

Наталья Николаевна Рогозина, логопед

Дарсонвализация – это обработка кожи электрическими импульсами высокой частоты и низкого напряжения. Метод назван по имени своего изобретателя Жака Арсена д´Арсонваля. Аппарат подаёт электрические импульсы по стеклянным электродам, наполненным аргоном и разряженным воздухом.

Импульсы раздражают нервные окончания в коже, которые отвечают ускорением перемещения биологических жидкостей в толще эпидермиса. Улучшается циркуляция крови и лимфы, что ускоряет процессы обновления и регенерации тканей. Питание клеток значительно улучшается, обменные процессы активизируются. Процедура безболезненна и не оставляет следов на коже.

Показания к применению: воспалительные процессы кожи, угри, мелкие морщинки, фурункулы, сосудистые звездочки, некоторые виды дерматита, рубцевание постакне, себорея, эритема, псориаз, экзема, герпес, слишком широкие поры, дряблость кожи, низкая упругость, бледность кожи, сухость и шелушение, мешки или синие круги под глазами.

Противопоказания: при родинках и пигментации на коже необходима предварительная консультация врача. Беременность (любой срок). Опухоли на коже, папилломы и другие новообразования. Нельзя проводить дарсонвализацию детям до 6 лет. Личная непереносимость тока. Нарушения ритма сердца. Сердечно-сосудистая недостаточность. Наличие кардиостимулятора. Близкое пролегание сосудов под кожей. Тяжёлые психические заболевания. Патологическое оволосение лица. Высокая температура тела. Гипертония в тяжелой стадии. Тромбофлебит. Нарушения свёртываемости крови. Эпилепсия. Туберкулез.

Курс обработки лица дарсонвалем даёт ряд эффектов: уменьшение воспаления; расширение капилляров (кожа становится более розовой); усиление микроциркуляции лимфы; устранение застойных участков; повышение местного иммунитета тканей; кожа становится более гладкой; восстанавливается естественный баланс увлажнения (функционирования сальных и потовых желез); повышается упругость и эластичность; улучшается способность кожи впитывать нанесённые на неё полезные вещества. Чтобы сделать все эти изменения достаточно стойкими, необходимо провести курс процедур – одной будет явно недостаточно для достижения лечебного эффекта. Возможные побочные эффекты. Если мощность слишком велика для конкретного типа кожи, то возможно покраснение и раздражение. Бывает индивидуальная аллергическая реакция на электрический ток. Доброкачественные опухоли и пигментные образования могут после обработки превратиться в злокачественные. Улучшается снабжение питанием волосяных луковиц, следовательно, активизируется оволосение лица. Если пациент имеет гипертонию, то во время дарсонвализации может повыситься артериальное давление, случиться инсульт. У беременных женщин может повыситься тонус матки и появиться врожденные аномалии плода. При определённой организации чувствительной нервной системы Дарсонваль может спровоцировать обморок или приступ мигрени. Отмечена некоторая активизация кровотечений после процедуры, например, из дёсен, носа, повышается риск геморрагического инсульта. Это происходит по причине улучшения динамики кровообращения. Боли при выполнении процедуры быть не должно. Если она возникает, необходимо изменить параметры тока на более слабые или сократить время обработки каждого участка.

Тамара Ивановна Дук, медицинская сестра по физиотерапии

Трудовое воспитание детей – это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Задачи трудового воспитания детей:

- воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;

- развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;

- формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;

- развитие навыков организации работы;

- воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми – умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Задачи трудового воспитания играют важную роль в общем развитии ребенка. Следует отметить, что воспитание детей осуществляется в соответствие с определенной программой. В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей. Также, в формировании личности ребенка отмечается высокий приоритет семейного воспитания. Главный принцип трудового воспитания в семье заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка. Важно всем членам семьи, при выполнении каких-либо домашних дел, всегда быть примером. Дети любят подражать взрослым и испытывают огромную гордость, если им поручают дома «настоящие» дела.

Труд детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд по уходу за растениями и животными; ручной труд.

Особенности отношения к трудовой деятельности ребенка в дошкольном возрасте заключаются в том, что его больше привлекает процесс труда, чем конечный результат. Поэтому для дошкольника важна связь между трудом и игрой.

Основные методы и приемы трудового воспитания:

- помочь ребенку в определение цели труда;

- обсудить в чем значение данной работы, для чего и для кого она необходима;

- научить разбивать работу на этапы выполнения;

- продемонстрировать и объяснять, как лучше это сделать;

- пробудить и поддерживать в ходе работы интерес к предстоящему делу;

- обсудить, что уже сделано, а что еще можно сделать, чтобы достичь лучшего результата;

- поощрять старания, интерес ребенка и стремление справиться с трудностями, добиваясь обозначенной цели;

- проверять и оценивать вместе с ребенком ход и результаты работы;

- привлекать ребенка к совместному труду, подавать пример ответственного отношения к делу, при этом помогая советом или делом, если возникли затруднения;

- пробуждать инициативу у ребенка к самостоятельным решениям.

Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у детей сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Мангушева Ляйля Ахметясовна, инструктор по труду

21 июля 2021 года в БУ «Няганский реабилитационный центр» был проведен КВН «В природе все взаимосвязано».

Цель мероприятия – закрепить у детей представление о неразрывной взаимосвязи между человеком и природой.

В начале мероприятия дети посмотрели экологическую сказку «Все в природе взаимосвязано», в которой узнали, что все растения и животные в природе несут свою пользу, что все в природе взаимосвязано между собой, а от человека требуется всего лишь бережное отношение к окружающему миру.

Далее дети распределились на две команды и соревновались в таких конкурсах, как «Назовите одним словом», «Что бывает в природе (желтым, колючим, холодным и т.д.)», «Отгадай загадку», «Кто кем был?» и др.

Всем участникам очень понравились подвижные игры и конкурсы: «Посади цветок», «Цветочная поляна», «Съедобные – не съедобные грибы» и др.

Задания были очень разнообразные: и серьезные, требующие экологических знаний, и те, что требуют от игроков быстроты реакции и движений. Команды приложили максимум усилий, стараний и знаний. Но в итоге победила дружба, так как обе команды набрали одинаковое количество баллов. Такие мероприятия закрепляют у детей полученные знания, заряжают оптимизмом. Ребята учатся играть и работать в команде, брать на себя ответственность.

И самое главное – учатся любить и беречь природу!

Хамматова Фанзалия Сафуановна, инструктор по труду

Каждое занятие с Яйцом – это полет! Это игра. Это танец! Без заучивания движений, без команд и словесных инструкций. Это близость с детьми такая, какой иногда сложно добиться в других ситуациях. И, предвосхищая вопросы Монтессори-педагогов про игру, отвечу сразу. Эта та игра, которую М.Монтессори называла работой, внутренней работой. Потому что в этот момент дети действительно работают: они собраны, сконцентрированы на движении и ощущениях тела, открыты, радостны, свободны. И очень конструктивны»

Марина Белозерова. Пространство для детей и родителей «Каштан»

Хотите стимулировать развитие вашего ребёнка – Яйцо Совы станет незаменимым помощником. Это мягкий шарообразный мешок, в который можно залезть целиком и почувствовать себя в безопасности как в тёплом домике. Оно развивает одновременно три важные для ребёнка системы: вестибулярную, которая отвечает за поддержание равновесия, тактильную, она управляет кожной чувствительностью и проприоцептивную, которая заключается в ощущении положения конечностей и ориентации собственного тела в пространстве.

Яйцо Совы состоит из пяти слоев. Первый, внутренний слой – это приятная для тела натуральная хлопчатобумажная ткань. Средние слои (второй, третий, четвёртый) – качественный холлофайбер. Каждый из слоёв отдельно простеган для дополнительной прочности. Пятый, наружный слой, - смесовая ткань (70% хлопок, 30% полиэстер), устойчивая к истиранию.

На коррекционно-развивающих занятиях Яйцо Совы может стать увлекательной сенсорной игрушкой, а в домашних условиях персональным «домом» - пространством, где он чувствует себя комфортно и безопасно, где он может остаться на какое-то время наедине с самим собой.

Предложите ребёнку забраться в «домик». Если он не решается освоить пространство, то можно попробовать положить внутрь любимую игрушку. В Яйце Совы можно перекатываться, сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Марина Валерьевна Старикова, психолог