Исследования ученых доказывают, что у детей с ДЦП задержка в развитии начинается с первых двух лет жизни. Отмечаются двигательные, речевые и сенсорные нарушения. Эти отклонения, в первую очередь, обусловлены основным дефектом развития, также недостаточностью практического опыта детей с ДЦП и ограниченностью их коммуникативных связей.
Только незначительная часть детей к 5 месяцам может удерживать голову. У подавляющего большинства детей отсутствует зрительно-моторная координация: дети не тянутся к игрушке, не захватывают её, т. к. зрение активно не направляет движение руки к оптическому объекту. Некоторые дети могут удерживать вложенную в руку игрушку, но не стараются её рассмотреть, ощупать, дотянуть до рта. К 12 месяцам лишь незначительное число удерживает голову, в основном, дети не могут самостоятельно сидеть. У большинства детей отмечаются патологическое состояние кистей рук, манипулятивная деятельности.
К двум годам дети еще плохо удерживают голову, не умеют её свободно поворачивать. Они не в состоянии менять положение своего тела, самостоятельно сидеть. Лишь очень немногим детям доступны предметная деятельность с помощью взрослого. Во всех случаях отмечается тремор рук и промахи. Ребенок не тянется к игрушке, удаленной от него на 25-30 см, а берет только находящуюся непосредственно перед глазами. Движения скованны и однообразны. Из-за неловкости движений ребенка игрушки часто падают на пол, при этом некоторые дети не прослеживают взором упавшую игрушку.
Целью коррекционно-развивающей работы с детьми является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики рук, что обеспечивает своевременное развитие речи и личности ребенка, адаптацию в социуме. Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития, развитие хватательной функции руки. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.
Комплексный характер занятий у дефектолога предусматривает развитие всех сторон деятельности ребенка. Учитывая это, все занятия сопровождаются речевыми инструкциями и комментариями. Кроме того, в плане намечаются специальные занятия по развитию понимания речевых инструкций в конкретной ситуации. Важной предпосылкой, способствующей формированию понимания речи у детей, является развитие кожно-кинестетического анализатора. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создается благодаря зрительно-моторной координации. Ребенок запоминает лучше названия тех предметов, с которыми он активно манипулирует.
В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук, проводить самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней и пальцев.
Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов. Собирание пирамидок, матрешек, мозаики; нанизывание колец на тесьму, работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины; сортировка монет, перебор крупы; работа со спичками; работа с бумагой; лепка (глины, пластилин, тесто); шнуровка на специальных рамках, ботинок; завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке; игры с песком, водой; наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль); закручивание шурупов, гаек; игры с конструктором, кубиками; рисование в воздухе; рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т. д.)
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который детям с ЦП дается нелегко. При работе по формированию навыка письма учителю-дефектологу необходимо помнить о соблюдении следующих условий:
- Правильная посадка при письме;
- Постановка руки;
- Ориентировка на странице тетради и строке;
- Правильное движение руки по строке;
- Штриховка;
- Обведение лекал, шаблонов;
- Графические упражнения;
- Письмо элементов строчных букв.
Вахтерова Юлия Викторовна, логопед
В Няганском реабилитационном центре с мая 2017 года реализуется проект по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по декоративно-прикладному творчеству, посредством использования технологии фелтинг «Чудесные превращения из шерсти».
Проект реализуется инструктором по труду Мангушевой Ляйлей Ахметясовной. На занятиях она знакомит детей с натуральной шерстью, ее признаками и свойствами, учит приемам валяния шерсти и изготовления творческих работ.
Процесс валяния шерсти благотворно влияет на нервную систему детей, снимает стрессы, успокаивает, доставляет им массу удовольствия, также развивает мелкую моторику рук. Свойства шерсти уникальны: натуральная шерсть обладает обезболивающими, антибактериальными, противовоспалительными свойствами, имеет положительную энергетику. В прошлые века, если у человека болела голова или поясница, к больному месту прикладывали кусочек натуральной овечьей шерсти. Даже недоношенных детишек раньше заворачивали в овечью шерсть. Натуральная овечья шерсть – средство от многих болезней. К примеру, шерстяная обувь (валенки, носки, обувь из войлока) улучшает циркуляцию крови, выполняют функцию микромассажа и нормализуют кровяное давление не только в области прилегания к коже, но и во всем организме.
Своими уникальными свойствами овечья шерсть обязана содержащемуся в ней ланолину (животному воску). Ланолин – природный антисептик. Уже при 35-37 градусах он растворяется и проникает в поры кожи, где оказывает благотворное влияние на суставы и позвоночник, снимает напряжение в мышцах, а также улучшает кровообращение и работу дыхательной системы.
Шерстяные изделия рекомендуется носить людям, страдающим следующими заболеваниями: артроз, артрит, ревматизм, остеохондроз, заболевания ортопедического характера, мышечные боли и нарушение кровоснабжения. Во время любой болезни энергетический потенциал в организме человека нарушается. А шерсть способна уравновесить его, привести в норму, что способствует быстрому выздоровлению.
Использование овечьей шерсти в совокупности с лечебной гимнастикой и массажем способствует скорейшему восстановлению после перелома и снятия гипса. Такая комплексная реабилитация помогает значительно уменьшить боль и быстрее обрести подвижность травмированной области тела.
Мангушева Ляйля Ахметясовна, инструктор по труду
Пальчиковый театр – это волшебный мир театра, попадая в который дети познают окружающий мир.
В процессе пальчикового театра дети учатся видеть взаимосвязь между содержанием текста и персонажами. У детей формируются представления о животных и местах их обитания; развивается эмоциональное восприятие рассказа, речевая активность, наблюдательность, умение слушать.
В ходе пальчикового театра дети надевают на пальчики фигуры персонажей сказок и перевоплощаются в своих героев, играя и взаимодействуя с другими персонажами.
Пальчиковый театр как один из видов театрализованной деятельности очень увлекает детей своей простотой, яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием пальчиковых героев. Дети уже с младшего дошкольного возраста увлекаются и любят смотреть пальчиковый театр. Особенно нравятся детям русские народные сказки «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «Колобок» и другие.
Пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук, речевое и эмоциональное взаимодействие между детьми.
Пальчиковый театр является доступным для самостоятельного изготовления и обыгрывания в домашних условиях.
Шепелева Альбина Александровна, специалист по комплексной реабилитации
В последние годы в нашей стране активно открываются специализированные детские центры, издаётся огромное количество разнообразной литературы, на просторах интернета появляются сайты, посвященные развитию детей, - всё это является источником мотивации к систематическим развивающим занятиям с детьми.
Давайте посмотрим, чем хороши развивающие занятия для ребёнка:
1. Ребёнок растёт в обогащенной развивающей среде, что способствует развитию его познавательных способностей, заинтересованному отношению к окружающему миру, формированию познавательного интереса и привычки самостоятельно мыслить.
2. Ранний возраст считается сензитивным периодом для становления множества психических функций ребёнка. Именно в этот период занятия с ребёнком наиболее эффективны, поскольку малыш буквально «впитывает» новые знания. Развитие памяти, восприятия и мышления в раннем детстве способно существенно упростить изучение нового материала в дошкольном возрасте. Это может оказаться хорошей подготовкой к школьным нагрузкам.
3. Игровой момент в занятиях, возможность узнать о новой области знаний от близкого и любимого человека – мамы – формирует у ребёнка положительное отношение к самому предмету изучения.
4. Развивающие занятия формируют у ребенка привычку учиться – способность к сосредоточению, концентрации внимания, запоминанию материала.
Какие же преимущества получает мама, которая развивает своего ребёнка:
1. Мама, сумевшая с раннего детства привить ребёнку познавательный интерес, вероятнее всего, будет избавлена от проблемы, связанной с нежеланием учиться у ребенка школьного возраста.
2. Мама, занимающаяся со своим ребёнком, сама постоянно учится новому, расширяет свой кругозор и «растёт» вместе со своим ребёнком.
3. Если мама систематически занимается развитием ребёнка, она, как правило, более комфортно чувствует себя в роли матери и имеет адекватную высокую самооценку.
Вот такие полезные преимущества получают мама и ребёнок, если выбирают посещение и проведение развивающих занятий. Можно заниматься с ребёнком не только дома, в детских центрах, а так же в дороге, например, читая стишки или изучая цвета машин. Даже сидя в очереди в детской поликлинике можно тоже проводить развивающие занятия.
Старикова Марина Валерьевна, психолог
Использованы материалы с сайта: https://razvivash-ka.ru/
Детей с малых лет необходимо знакомить с разнообразием природы и ее значением для человека. Прежде всего, необходимо рассказать ребенку о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы:
1) Что относится к живой природе и какие признаки есть у живой природы (растёт, питается, двигается, дышит, размножается, умирает) (животные, растения, человек).
2) Что относится к неживой природе (природные объекты, у которых нет признаков) (вода, земля, солнце, камни, песок, воздух, глина, луна и т.д.)
3) А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?
Предлагаем поиграть с детьми в словесные игры, которые не требуют каких-либо усилий, оснащения и подготовки:
1. «Назови одним словом» - взрослый называет несколько слов и предлагает назвать одним словом. Например: камни, песок, вода (неживая природа). Заяц, кустарник, рыба (живая природа) и т.д.
2. «Что лишнее» - взрослый называет несколько слов и предлагает ребенку назвать лишнее слово. Например: солнце, луна, звезды, птица (птица, потому что живая природа).
Волк, собака, лягушка, радуга (радуга, потому что живая природа) и т.д.
3. «Что бывает в природе…» и перечисляет по признаку: зеленым, круглым, колючим, холодным и т.д.
Хамматова Фанзалия Сафуановна, инструктор по труду