Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

22

Кукольный театр как средство познавательного, эмоционального и эстетического развития детей

Кукольный театр –это искусство, с которым дети знакомятся еще на раннем этапе своей жизни. Кукольный театр является любимым детским зрелищем.

В БУ «Няганский реабилитационный центр»психологами проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми с использованием кукольного театра. Целью таких занятий является познавательное и эмоциональное развитие детей.

Кукольный театр благоприятно влияет на настроение маленьких слушателей, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания.

Показывая детям кукольный театр, мы знакомим их с такими понятиями, как «дружба», «доброта», «честность», «правдивость», «трудолюбие».Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица детей во время спектакля свидетельствуют о том, что они очень любят кукольный театр и ждут его нетерпением!

Лобашова Ольга Евгеньевна,

психолог

Пальчиковая гимнастика 

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики. 

Предлагаем вам упражнения «Пальчиковые шаги», направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук ребенка. Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Начинать работу лучше с ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы - разнотипные и одновременные движения пальчиков обеих рук. 

Первый этап: знакомство с ритмом стишка. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Сначала ребенок отхлопывает ритм стихотворения, затем «шагает» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Например, в стихотворении «Домовенок Кузя» на каждую строчку приходится три хлопка («шага») (рисунок 1). 

Второй этап: знакомство с дорожками. Перед началом работы ребенок просто проводит пальчиками по дорожкам. Когда он будет готов «прошагать» дорожку, начинайте работу с самого легкого варианта - «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики и т.д. Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний). 

Третий этап: одновременные движения пальчиками обеих рук. 

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой - «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой - большой палец и мизинец). Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения. 

Эти и многие другие задания и стишки вы найдете в книге авторов Е.И. Черновой и Е.Ю. Тимофеевой «Пальчиковые шаги». С-Пб., Корона ВЕК, 2007 

Татьяна Юрьевна Филатова, 

логопед

23

23 2

23 1

Правила закаливания детей 

Одним из способов повышения защитных сил организма детей является закаливание. Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании и практически ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов. 

Основные эффекты закаливающих процедур: 

- укрепление нервной системы; 

- активизация обмена веществ; 

- выработка невосприимчивости к действию болезнетворных факторов. 

Принципы закаливания: 

-  проводить закаливающие процедуры систематически; 

-  постепенноувеличивать время воздействия закаливающего фактора; 

-  учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры; 

-  начинать закаливание в любом возрасте; 

-  лучшеначинать в весеннее время; 

-  не выполнять процедуры, если ребенок замерз; 

-  правильно подбирать одежду и обувь: они должны соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов; 

-  закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем. 

Закаливающие воздушные процедуры.Температура воздуха в комнате ребенка должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии ребенка в комнате. Пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное оздоровительное значение. 

Солнечные ванны также являются хорошей закаливающей процедурой. Инфракрасные лучи солнечного спектра оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке витамина Д и улучшают обменные процессы. Они оказывают бактерицидное действие, повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям. Прогулки на свежем воздухе должны проходить ежедневно не менее 2-х часов. 

Закаливание водой может проводиться как местные или общие процедуры.К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны. 

Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и «барахтает» ими в воде, а затем «перескакивает» в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. Если ребенок часто болеет, процедуру заканчивают тазом с горячей водой, если ребенок здоров - прохладной. Чтобы ребенку было не скучно, следует проводить контрастные процедуры в виде игры. 

Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под «горячим дождиком» 1-2 минуты, а затем под «холодным» - 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз. Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. После этого вытереть ноги махровым полотенцем, надеть обувь. Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьей! 

Одним из самых важных условий закаливания - выбор правильной не перегревающей одежды. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений. Некоторые родители бросаются в другую крайность – одевают детей только в трусики - такой режим не способствует закаливанию. Хорошее закаливающее воздействие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. Начинать нужно с малых и непродолжительных воздействий. Если ребенок не готов к холодным процедурам, есть альтернатива – горячие обтирания. В этом случае горячая вода тонким слоем ложится на тело и тут же испаряется, а испаряясь уносит тепло. Чем выше температура воздуха и воды, чем суше помещение, тем интенсивнее испарение. Сначала рекомендуется горячей губкой обтереть руки и ноги, затем переходить к обтиранию всего тела. Холод подводится к коже легко, человеку приятно, в отличие от контактного закаливания холодной водой. К нетрадиционным методам относятся: зимнее плавание - «моржевание», хождение босиком по снегу, обливание и купание в ледяной воде. Из-за недостаточно сформированной системы терморегуляции и адаптации, незавершенности развития иммунной системы – это достаточно спорный метод. 

Сильванович Оксана Владимировна, врач-педиатр

У детей с общим недоразвитием речи, как правило, скудный словарный запас. Некоторые не понимают даже простых слов, а также испытывают трудности в усвоении предлогов. Логопедом в данном случае планируется коррекционная работа с детьми по развитию познавательной деятельности, а именно, работа над предлогами и их правильным употреблением в речи. Вначале логопед отрабатывает понимание детьми пространственного значения предлогов, их употребление, а затем вводит в задания все новые и новые предлоги.

С детьми старшего возраста необходимо отрабатывать представление о предлогах, как об отдельном слоге, ведь в школе их ждет правило о раздельном написании предлогов со словами.

Дети знакомятся с предлогами в следующей последовательности:

1. в, на, из, с;

2. у, к, от;

3. за;

4. под, над, из-под;

5. из, из-за;

6. около, перед, между, по и т. д.

Также необходимо научить ребенка различать значения одного и того же предлога: предлог «в» в значении местонахождения «где?», а потом уже в значении направления «куда?» лежит в столе; кладёт в стол.

Игры по развитию правильного употребления предлогов:

1. «Игра с мячом»: - С чем пьют кофе? (С сахаром). - С чем пекут пироги? (С капустой). - С кем ты дружишь? (С Олей).

2. Игра «День рождения»: - Что ты приготовишь для гостей? (Бутерброды – с сыром, торт – с кремом, пирожки – с капустой, кекс – с орешками.)

3. Игра «Дружные ребята»: дети стоят в кругу и передают друг другу игрушку со словами: я буду играть с Таней, с Машей, с Димой.

4. «Что с чем?»: каша с маслом, чай с лимоном, коробка с конфетами, чашка с блюдцем, куртка с капюшоном, пакет с молоком.

5. «Найди ошибку»: (внимание к окончаниям слов). Мама с дочка пошла гулять. Кошка с котёнок лакают молоко. Бабушка принесла сумку с продукты.

6. «На чём можно ездить?» (игра с мячом): - Можно ездить на … (машине, поезде, велосипеде и т. д.)

7. Игра «Что на чём?» (с предметными картинками): стол, книга; крыша, кошка; листок, дерево.

8. «Что – куда» (по демонстрации действия): что куда положили? (книгу – на стол; карандаш – на стакан; цветок – на ладошку.)

9. «Где – что»: (по картинкам): где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке) где висит картина? (Картина висит на стене).

10. «Украсим комнату»: - Куда поставим вазу с цветами?

Уткина Наталья Александровна, логопед

Продуктивная деятельность – это конструкторская деятельность, рисование или изодеятельность с нетрадиционными методами, лепка, аппликация и другие виды деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей.

Результат продуктивной деятельности показывает, как малыш относится к окружающему миру, какое эмоциональное состояние у него, как воспринимает окружающих? В процессе продуктивной деятельности у детей развивается мелкая моторика, внимание, мышление, логика, формируется усидчивость, так необходимая при поступлении в школу, а также развиваются творческие и технические способности.

Занятия с конструктором благотворно сказывается на эмоциональном и физическом развитии ребенка, особенно если это происходит вместе с папой.

Самое главное - взрослым не следует навязывать детям своё видение, свои вкусы. Стремитесь к тому, чтобы ребёнок имел свое восприятие, своё мнение, своё видение на ту или иную деятельность. Родителям необходимо привлекать внимание ребёнка к красоте природы, к красоте города, в котором живут, братству красок, звуков, побуждать его выражать своё эмоциональное отношение к окружающему. Очень важно, чтобы родители заботились о накоплении у детей художественных впечатлений, которые они получают из повседневной жизни.

Все виды продуктивной деятельности развивают тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений. Ребёнок учится видеть красоту собственного результата и творения.

Простые, казалось бы, но совместные занятия с родителями достаточно полно и гармонично развивают у детей социально-эмоциональную сферу и положительные качества личности ребенка.

Овчарова Наталья Владимировна, специалист по комплексной реабилитации