Новорожденных часто сравнивают с белым листом бумаги, на котором еще ничего не написано. Память – это воспоминание о пережитом опыте, а его у малышей пока нет. С возрастом накапливается опыт чувств, ощущений, умений и навыков. Это способствует формированию личности ребенка и является важным элементом образования и интеллекта.
Память, как познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Это объем памяти, быстрота воспроизведения и точность воспроизведения.
Существуют классификации видов человеческой памяти по времени сохранения информации (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память) и по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, двигательная, эмоциональная и др.)
Не каждому человеку природа подарила совершенную память, способную овладеть необходимой для него информацией. Без памяти человек просто перестает быть личностью. «Плохую» память у детей часто путают с недостаточно развитой. Исправить это можно регулярными занятиями и тренировками. Важным условием является игровая форма этих занятий в соответствии с возрастом ребенка. Выполнять упражнения, направленные на развитие памяти у детей, можно и в домашних условиях.
Если подходить к вопросу комплексно, то можно выделить целый арсенал приемов и действий, помогающих развить, тренировать и улучшать память. Вот что позволяет это делать:
- игры со словами (например, произношение наоборот);
- решение головоломок и пазлов;
- разгадывание сканвордов, кроссвордов и т.п.;
- занятия творчеством
- регулярное чтение разной литературы (в том числе и вслух);
- культурно-познавательная деятельность (посещение музеев, выставок, кружков чтения);
- систематическое повторение важной информации;
- писательство и поэзия;
- придумывание и рассказывание историй;
- игры и задания на внимательность и концентрацию;
- необычные виды деятельности (например, письмо двумя руками);
- зучение иностранных языков;
Многие перечисленные приемы применяются психологами БУ «Няганский реабилитационный центр» в работе с детьми. Задания идут от простых к сложным.
Несколько полезных советов для родителей для развития у детей навыка памяти:
1. Учите наизусть стихи. Пусть это будут небольшие отрывки, но каждый день - и через пару месяцев вы почувствуете первые результаты.
2. Проговаривайте вслух (пересказывайте) то, что вам необходимо запомнить. Для сохранения информации в памяти чаще ее повторяйте.
3. Когда вы воспринимаете и запоминаете новый материал, осмысливайте его, представляйте в виде образов или сравнивайте с уже известными фактами, мыслями, переживаниями.
4. Если вам нужно запомнить новый материал, постарайтесь найти в нем что-то интересное, необычное, вызывающее положительные эмоции.
5. Хорошо помогают улучшить двигательную память занятия танцами
6. Наберитесь терпения и не ждите немедленных успехов.
Ксения Аркадьевна Филиппова, психолог