Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

 

Сколиозом называют распространенную патологию позвоночника, при которой наблюдается разной степени выраженности его искривление в боковой плоскости, что называют сколиотической дугой. Чаще всего он начинает формироваться именно у детей в раннем или подростковом возрасте, тем самым создавая предпосылки для развития ряда осложнений. К счастью, детский позвоночник довольно пластичен, что позволяет при своевременном обнаружении признаков сколиоза принять меры и исправить ситуацию вплоть до полного излечения.

Практически 30% заболеваний позвоночника у детей приходится на сколиоз.

Причины

Сколиоз у детей в основном начинает формироваться в период между 5 и 14 годами, а особенно в возрасте 4-6 лет и 10-14 лет, так как именно в это время наблюдается активный рост ребенка. Поскольку позвоночник остается довольно пластичным неправильное распределение нагрузки на него, а также ряд других факторов провоцирует отклонение отдельных позвонков от основной оси в ту или иную сторону, тем самым формируя сколиотическую дугу. Это может происходить только в одном отделе позвоночника, например, в пояснично-крестцовом, или одновременно в нескольких.

Также выделяют врожденную форму заболевания. В таких случаях деформация позвоночного столба обусловлена нарушениями развития и наличием сращений ребер, позвонков между собой, присутствием добавочных позвонков и пр. Но подобное встречается значительно реже, чем приобретенный сколиоз.

При отсутствии врожденных деформаций причинами развития сколиоза у детей могут выступать:

  • несоблюдение осанки при сидении за столом, работе за компьютером или ходьбе;
  • неравномерное распределение нагрузки на позвоночник (ношение рюкзака на одном плече, тяжелых сумок, пакетов);
  • преждевременное начало занятиями тяжелыми видами спорта;
  • слабость мышечного корсета, обусловленная ведением малоподвижного образа жизни;
  • травмы позвоночника, включая компрессионные переломы, тяжелые ушибы, переломы костей таза, значительно реже нижних конечностей;
  • несбалансированное питание, не обеспечивающее поступление должного количества витаминов и минералов в растущий организм ребенка;
  • заболевания позвоночника, в том числе рахит, ДЦП и пр.

Уже ясно, что сколиоз у детей может быть врожденным или приобретенным. Для более подробного описания патологии пользуются более точной классификацией форм заболевания на основании периода его возникновения:

  • инфантильный (младенческий) – обнаруживается у детей младше 3 лет;
  • ювенильный – развивается в 3-10 лет;
  • подростковый – возникает в пубертатный период, т. е. в 10-17 лет.

Все эти формы болезни хорошо поддаются лечению, чего нельзя сказать про взрослый сколиоз. Поэтому очень важно вовремя диагностировать патологию и направить максимальное количество усилий на ее устранение, пока не стало поздно.

При взрослом сколиозе, диагностируемом у людей старше 17 лет, особенно запущенном, добиться абсолютного выздоровления практически невозможно даже с помощью хирургического вмешательства.

Также различают следующие виды сколиоза у детей в зависимости от характера искривления:

  • С-образный – позвоночник выгнут в левую или правую сторону с образованием 1 дуги;
  • S-образный – одновременно формируются 2 разнонаправленные сколиотические дуги в двух разных отделах позвоночника, например, в пояснично-крестцовом и грудном;
  • Z-образный – самая тяжелая форма сколиоза, при которой образуется сразу же 3 сколиотические дуги.

Если у ребенка диагностирован сколиоз, лечение начинают немедленно. Но оно может осуществляться консервативными методами, т. е. безоперационным путем, только при деформациях менее 40°. В остальных случаях и тем более при сколиозе 4-й степени показано хирургическое лечение сколиоза.

Итак, если заболевание диагностировано на ранних стадиях развития и еще возможно восстановить нормальную ось позвоночника без прямого вмешательства в него, больному назначается комплексная терапия. Ее характер напрямую зависит от степени сколиоза и самочувствия ребенка. В целом консервативное лечение сколиоза может включать:

  • ЛФК;
  • мануальную терапию;
  • массаж;
  • физиотерапию;
  • ношение ортопедического корсета;
  • кинезиотейпирование.

При 1 и 2 степени сколиоза (чаще всего наблюдается у детей до 5 лет) зачастую достаточно только ЛФК, массаж и мануальной терапии. Но остальные методы также могут применяться с целью повышения эффективности лечения. В более сложных случаях медики обязательно рекомендуют задействовать все возможные способы выравнивания оси позвоночника. В противном случае деформация будет прогрессировать и рано или поздно приведет к тяжелым осложнениям, сильнейшим болям и возникновению острой необходимости в проведении операции.

Глотко Ирина Викторовна,

медицинская сестра по массажу

1 >

 

 Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) - это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.  Проявляется в нарушении восприятия внешних стимулов, которое заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, вызывает проблемы в коммуникации с другими людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, вызывает трудности адаптации к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками (в том числе через подражание другим).

Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).

К вызывающим тревогу родителей сигналам относят:

- в 8 месяцев - отсутствие зрительного контакта и реакции на имя;

- в 12 месяцев - нетипичное использование жестов, отсутствие указательного жеста;

- в 18 месяцев - нетипичная игровая деятельность, непонимание речи или отказ от вступления в диалог;

- в 24 месяца - целый набор взаимосвязанных признаков: отсутствие имитации взрослого и социального общения в игре, медленное накопление словарного запаса.

Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).

В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, значит, может развиваться вследствие нескольких факторов. Среди причин выделяют:

  1. Генетические факторы: в последние годы в России и за рубежом велись исследования по выявлению генов, ответственных за возникновение РАС. Согласно данным последних исследований, около половины этих генов широко распространены в популяции, но проявление заболевания зависит от их сочетания между собой и факторов окружающей среды.
  2. Структурные и функциональные нарушения головного мозга: с появлением магнитно-резонансной томографии (МРТ) расширились возможности изучения головного мозга. При исследовании мозга людей с РАС были обнаружены изменения в строении различных его структур: в лобных долях, мозжечке, лимбической системе, стволовом отделе головного мозга. Имеются данные об изменении размера головного мозга у детей с симптомами аутистического спектра по сравнению со здоровыми детьми: при рождении он уменьшен, затем резко увеличивается в течение первого года жизни. При аутизме также отмечается нарушение кровоснабжения головного мозга, а в части случаев расстройству сопутствует эпилепсия.
  3. Биохимические изменения: множество исследований было посвящено нарушению обмена веществ головного мозга, которые участвуют в передаче импульсов между нервными клетками (нейромедиаторы). Например, у 1/3 детей с РАС было выявлено увеличение серотонина в крови. По результатам других исследований, у всех детей с аутизмом наблюдалось повышение глутамата и аспартата в крови. Предполагается также, что аутизм, как и ряд других заболеваний, может быть связан с нарушением усвоения некоторых белков: глютена, казеина (исследования по этому направлению ведутся до сих пор).

Симптоматика расстройства аутистического спектра представлена тремя основными группами («триадой нарушений»): нарушениями в сфере социального взаимодействия, в сфере коммуникации и в сфере воображения.

1. Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от контакта, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.

2. Нарушения в сфере общения: ребёнок с аутизмом испытывает трудности в привлечении внимания взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. В речи людей с аутизмом встречается отказ от личных местоимений, неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.

 3.  Нарушения в сфере воображения: эти признаки у аутиста проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики. Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку предметов по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.

Когда нужна консультация психиатра?

К психиатру следует обратиться при появлении у ребёнка признаков аутизма из «триады нарушений»: нарушения в сфере социального взаимодействия (отказ от контакта), в сфере коммуникации (трудности в привлечении внимания взрослых, задержка в формировании речи, нарушения грамматического и фонетического строя речи) и в сфере воображения (стереотипные однообразные игры и действия).

В возрасте около 12 месяцев достоверность и дальнейшее подтверждение диагноза  «аутизм» составляет около 50%. К 14 месяцам этот показатель вырастает до 80 %, а к 16 месяцам - до 83 %. Однако зачастую диагноз РАС ставят в 2-3 года.

                                                                                                Оксана Викторовна Сильванович,

врач-педиатр

 

1 >

      У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам.

Вежливость для детей начинается с «волшебных» слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: «спасибо», «пожалуйста», «извините» - это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок.

Наши советы:

  • Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
  • Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
  • Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово "спасибо", он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
  • Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их "волшебными" словами.
  • Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.

 

Шепелева Альбина Александровна,

специалист по комплексной реабилитации

1 >

У детей нередко встречается проблема плоско-вальгусной деформации стоп. Она может быть как врожденной, так и приобретенной. Независимо от причин развития патологии, она требует обязательного лечения, так как влияет на здоровье всей опорно-двигательной системы. В большинстве случаев возможно применение консервативных методик.

Одной из наиболее действенных процедур при вальгусной стопе является массаж ног. Расскажем, какую пользу приносит манипуляция и как ее правильно выполнять, чтобы добиться положительного результата и предотвратить дальнейшее развитие заболевания.

Различают две формы плоско-вальгусной деформации – врожденную и приобретенную:

  • Врожденная проблема связана с неправильным формирование костей при внутриутробном развитии.
  • Приобретенная деформация развивается из-за нарушений в развитии связочного и сухожильного аппарата. К этому может привести неправильно подобранная обувь, рахит, травмы, детское ожирение и т. д.

Кроме этого, приобретенная форма может развиться даже у взрослого. Например, проблема часто встречается у женщин, которые предпочитают высокие каблуки или имеют проблемы с лишним весом.

Независимо от причин и формы заболевания потребуется его лечение. При отсутствии адекватной терапии вальгусная деформация может привести к нарушениям осанки, искривлению голеностопных и коленных суставов, а также развитию артроза и остеопороза.

Задача массажа при плоско-вальгусной стопе – расслабить группы мышц и связок, которые пребывают в напряжении, и укрепить мышцы, которые должны поддерживать правильное положение пальцев и пятки. Как правило, такую процедуру назначают при 1-й и 2-й стадии деформации, то есть изменениях, которые поддаются коррекции без операции.

Массаж проводится только после постановки диагноза врачом-ортопедом. Оптимальным является лечение деформации именно в детском возрасте – когда опорно-двигательная система не сформирована до конца и поддается коррекции. У взрослых легкая степень патологии также поддается терапии, но требует более тщательного подхода.

Методика позволяет регулировать тонус мышц ступней и голеней, устраняет излишнее напряжение, улучшает кровообращение и нормализует развитие опорно-двигательной системы. Именно поэтому массаж нередко назначают даже в качестве профилактической меры.

Массаж детям при вальгусной стопе может выполнять дома, однако проводить процедуру должен только специалист с определенной квалификацией. Чаще всего деформация выявляется в 2–3 года, именно поэтому массаж во многом рассчитан на детей такого возраста. Для деток младше 2 лет манипуляция не подходит, для более взрослых пациентов – потребуется ряд дополнительных процедур.

При проведении массажа при вальгусной стопе необходимо придерживаться ряда правил и рекомендаций:

  • Процедура должна быть ежедневной, по возможности не стоит пропускать сеансы.
  • Продолжительность массажа должна постепенно увеличиваться, то же самое касается нагрузок на стопу.
  • Во время манипуляции ребенок не должен ощущать боль и дискомфорт, поэтому движения должны быть аккуратными и легкими.
  • При лечении деформации важно уделять внимание поддержанию здорового веса. Если вес ребенка превышает норму, то это может усилить патологию и привести к ряду дополнительных осложнений.
  • Нужно не забывать о лечебной гимнастике и носить правильную обувь с ортопедической стелькой. Также следует отказаться от давящих носков и гольфов.

И, конечно, важно понимать, что массаж не способен творить чудеса и за несколько процедур проблема не исчезнет. Нужно подготовиться к тому, что лечение будет долгим и кропотливым и займет 1–2 года.

Глотко Ирина Викторовна,

медицинская сестра по массажу

1 >

Исследования неврологов, психиатров и физиологов показали, что формирование речевых областей коры головного мозга происходит под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Хорошо сформированная мелкая моторика способствует работе речевых и мыслительных центров головного мозга.

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики в логопедической работе используются игры с пальчиками с использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки.

Вот некоторые примеры из них:

1. Упражнение с пипеткой - для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости.

2. Упражнение с пинцетом - в формочки ребенок пинцетом накладывает бусинки, пуговицы. Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

3. Шарики и пинцет - требуется разложить при помощи пинцета шарики в формочки или в бутылки.

4. Наматывание ниток - используются мелкие игрушечные насекомые и нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

5. Сортировка семян (разноцветных макарон) - требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета или вручную.

6. Коробочка с прищепками - прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, из картона вырезают разноцветных ежей, а прищепки это иголки. Нужно прицепить прищепки, соответствующие по цвету.

7. Нанизывание бусинок на леску.

И это только некоторые примеры игр на развитие мелкой моторики.

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

  • массаж большого пальца – повышает активность мозга,
  • массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,
  • массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника,
  • массаж безымянного пальца – стимулирует печень,
  • массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
  • поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом
  • работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах)
  • предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)
  • способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)

Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа:

1. Массаж пальцев, начинаем с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

2. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук

3. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке

4. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

Филатова Татьяна Юрьевна, логопед

1