Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Пальчиковая гимнастика 

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики. 

Предлагаем вам упражнения «Пальчиковые шаги», направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук ребенка. Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Начинать работу лучше с ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы - разнотипные и одновременные движения пальчиков обеих рук. 

Первый этап: знакомство с ритмом стишка. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Сначала ребенок отхлопывает ритм стихотворения, затем «шагает» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Например, в стихотворении «Домовенок Кузя» на каждую строчку приходится три хлопка («шага») (рисунок 1). 

Второй этап: знакомство с дорожками. Перед началом работы ребенок просто проводит пальчиками по дорожкам. Когда он будет готов «прошагать» дорожку, начинайте работу с самого легкого варианта - «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики и т.д. Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний). 

Третий этап: одновременные движения пальчиками обеих рук. 

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой - «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой - большой палец и мизинец). Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения. 

Эти и многие другие задания и стишки вы найдете в книге авторов Е.И. Черновой и Е.Ю. Тимофеевой «Пальчиковые шаги». С-Пб., Корона ВЕК, 2007 

Татьяна Юрьевна Филатова, 

логопед

23

23 2

23 1