Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста – это самое основное условие для нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки детей к социуму. Научить детей понимать, слышать, что сказать и как выразить свою мысль, а самое главное воспринимать сказанное - это всё то, что нужно ребенку в дальнейшей жизни.
И как, если не через игры и игровые упражнения, мы можем научить детей уметь общаться со сверстниками и взрослыми.
Предлагаем игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков. Они направлены на развитие конструктивного общения, умения получать радость от игрового общения, умение слушать другого человека, эмоциональной сферы.
«Слепец и поводырь»
Цель: развивать умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Дети (мама и ребенок, папа и ребенок) разбиваются на пары «слепец» и «поводырь». Одному закрывают глаза, а другой водит его по комнате, даёт возможность коснуться различных предметов и помогает избежать различных столкновений. «Слепец» внимательно слушает команды своего «поводыря». Затем участники игры меняются ролями.
«Игры-упражнения»
Цель: развивать умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально выражать свои мысли.
1. Два брата (мальчика) поссорились – помирите их.
2. Тебе очень хочется поиграть в одну и ту же игрушку с твоим другом (сестрой) – попроси у него (её).
3. Ты очень обидел свою подружку (маму, сестру) - попробуй попросить у неё прощения, помириться с ней.
4. Ребята на улице играют в игру – попроси, чтобы ребята приняли тебя играть.
5. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями. Покажи свою комнату. И т.д.
«Разговор через стекло»
Цель: развивать умение разговаривать через мимику и жесты.
Встать парами напротив друг друга и выполняют упражнение «Через стекло».
Представьте, что между вами толстое стекло, оно очень толстое, оно не пропускает звука. Один показывает мимикой и жестом «Ты забыл шапку», «Ты оставил сумку», «Позвони, как дойдёшь», «Застегни пальто» и т.д.
«Путаница»
Цель: формировать сплоченность, эмоциональную сферу.
Один выходит, а остальные запутываются. Тот, кто выходил, заходит и распутывает путаницу.
Наталья Владимировна Овчарова, специалист по комплексной реабилитации