На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) является наиболее распространённым. ФФНР часто связано с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, что в свою очередь не дает возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи в целом. Следовательно, устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.
Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладеть навыками звукового анализа и синтеза, усвоить грамоту. В школьном возрасте это часто приводит к дисграфии.
Обследования детей разными специалистами позволяют изучить особенности их физического и нервно-психического развития. Подробно рассматривается общий анамнез, включающий сведения о протекании беременности и родов, перенесённые заболевания ребенка, отмечаются отдельные инфекционные, соматические заболевания, травмы, судороги при высокой температуре. Можно сделать вывод, что у детей с ФФНР имеются сочетанные патологии беременности и родов. Наблюдаются хронические заболевания и травмы. Речевые нарушения часто развиваются на фоне ослабленного в первые годы жизни организма, что и приводит к задержке формирования психомоторных актов и психических функций, как следствие, несвоевременному развитию речевой функциональной системы и возникновению речевых нарушений.
У детей с ФФНР при недостатках произношения готовность к звуковому анализу оказывается значительно слабее, чем при нормальном уровне речевого развития, поэтому необходимо проведение специальных коррекционных мероприятий, направленных на преодоление выявленных отклонений.
Юлия Викторовна Вахтерова, логопед