Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Для детей с нарушением интеллекта, наряду с их поздним развитием и снижением интеллектуальной деятельности, характерны нарушения всех сторон психики: мышления, памяти, речи, внимания, моторики и, конечно же, эмоционально-волевой сферы. Изучая и анализируя развитие детей с нарушением интеллекта с раннего возраста, специалисты отмечают, что у детей снижены активность и ориентировочная деятельность, снижена система потребностей в сторону примитивных, физиологических. У них слабая активность и моторная недостаточность, которая приводит к нарушениям в овладении предметных действий и познавательной деятельности.

В поведении таких детей наблюдаются различные варианты. Как правило, выделяют две группы поведенческих проявлений. Среди них выделяют гиперактивных детей, которых легко распознать с самого раннего возраста. Они беспокойные и раздражительные, капризные и шумные, неадекватные и агрессивные. Поведение таких детей очень неустойчивое и зависит от ситуации и обстановки, в которой они находятся. При малейшем изменении обстановки они возбуждаются, становятся раздражительными, плаксивыми, а у некоторых появляется склонность к резким аффективным вспышкам.

Другая группа детей демонстрирует резко противоположную форму поведения. Они чрезвычайно заторможены и медлительны, нуждаются в постоянной стимуляции к деятельности, на занятиях пассивны, у них отсутствует мотивация к познавательной деятельности.

С первых дней жизни ребенка жизнь его социально организована: сон, умывание, раздевание, одевание, прием пищи и т.д. От ребенка требуется много усилий, чтобы научиться всему этому при его существующем состоянии в развитии. Поэтому в семье часто идут по линии наименьшего сопротивления – родители отнимают у детей их самостоятельность. Они сами за них все делают: одевают, кормят, раздевают, умывают. Поэтому, многие дети с одинаковым уровнем развития имеют разный уровень овладения культурно-гигиеническими навыками и умениями. Для того, чтобы труд по самообслуживанию понравился ребенку с нарушением интеллекта, нужно вселить ему уверенность в том, что у него получится сделать хорошо все самому. Не торопите ребенка, не досадуйте на его медлительность или, напротив, излишнюю поспешность. Включайте ребенка в выполнение бытовых процессов небольшими, короткими действиями, но систематично. Только система и повтор действий поможет ему запомнить те или иные действия в формировании культурно-гигиенических навыков и умений.

Очень помогут в этом использование дидактических игр и игровых упражнений:

1. используйте любимые игрушки детей при обыгрывании навыка и умения;

2. демонстрируйте какие-либо действия по самообслуживанию и комментируйте их;

3. выполняйте совместные действия с ребенком;

4. хвалите ребенка за каждый маленький успех;

5. дайте ребенку возможность выполнить самостоятельные действия, замечайте их, не оставляйте без внимания.

Дидактические игры и игрушки дают положительный результат. Дети, играя, не подозревают, что осваивают какие-то знания и овладевают навыками и умениями, которые помогут им социализироваться в обществе.

Овчарова Наталья Владимировна, специалист по комплексной реабилитации