Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Одной из важных сторон в воспитании детей является воспитание самостоятельности. Чаще всего родители задумываются об этом, когда ребенок идет в первый класс, когда к нему предъявляется много требований. Но воспитание самостоятельности необходимо начинать с самого раннего возраста. Уже в 2-3 года у ребенка необходимо сформировать следующие навыки:

- умение самостоятельно занять себя хотя бы на непродолжительное время;

- самому проситься и ходить на горшок;

- умение одеваться и раздеваться (трусы, носки, колготки, шорты);

- самостоятельно кушать ложкой;

- умение пользоваться мылом, смывать его водой, вытираться полотенцем;

- убирать игрушки на свои места.

На третьем году жизни происходит очень интенсивное развитие самостоятельности у малыша. В этом возрасте ребенок часто повторяет: «Я сам!». Поэтому родители не должны препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий.

Наблюдения показывают, что дети, у которых с раннего возраста не воспитывалась самостоятельность, испытывают трудности при поступлении в школу. Несамостоятельным школьникам сложно справляться с поставленными перед ними задачами.

Причины низкой самостоятельности у детей:

1) Большое количество взрослых, окружающих детей чрезмерной заботой и вниманием (мама, папа, бабушка, дедушка, тети и дяди), которые все делают за ребенка сами. В такой ситуации развитие самостоятельности не происходит;

2) Гувернантки и няни, на которых часто оставляют детей дома, тоже не всегда добиваются самостоятельности от детей. Им легче самим накормить, одеть, раздеть ребенка, чем заставить его это сделать самому. Поэтому такие вопросы следует обговаривать с нянями сразу;

3) Родители часто не доверяют или не позволяют выполнить желаемые ребенком действия, которые он просит выполнить сам, но пока что это у него получается плохо. А когда вырастет и будет уметь, то уже не захочет. А ведь можно позволить малышу помочь по хозяйству. Да, придется не только следить, чтобы малыш не упал, не разбил, но и учить его подметать пол и мыть посуду;

4) Часто родители спешат на работу или с работы домой и им всегда некогда ждать, пока ребенок сам оденется, зашнурует шнурки, застегнет молнию. А ведь ребенок должен учиться обслуживать себя сам.

Как развивать у детей самостоятельность

1. Включайте ребенка в деятельность, которая ему интересна, где он сможет добиться успеха и терпеливо, спокойно требовать выполнения пока еще трудного для него задания.

2. Постепенно расширяйте круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудных ситуациях и одновременно обучая необходимым правилам (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку должны быть понятны).

3. Помогая осваивать необходимые навыки, не выполняйте за ребенка то, что он уже может делать сам. Делайте «вместе» с ребенком, а «не вместо него».

4. Позволяйте малышу принимать самостоятельные решения, развивайте способность пояснять и отвечать за свои действия, тем самым стимулируя возникновение у него чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5. Подсказывайте ребенку в ситуациях, когда он может помочь взрослому, защитить более слабого, поделиться конфетами или игрушками со сверстниками.

6. Поддерживайте в ребенке чувство уверенности даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий. Говорите о том, что он совершил плохой поступок, а не то, что он сам плохой.

Уважаемые родители! Лучшее, что вы можете дать своим детям - это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область реальной практической самостоятельности, подтверждая тем самым свою успешность. Всегда оставайтесь, прежде всего, любящими родителями, помните, что внимательное отношение к детям – главный источник душевных сил ребенка и благоприятного психического развития.

Любовь Константиновна Снигирева, психолог