Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

 

Сколиозом называют распространенную патологию позвоночника, при которой наблюдается разной степени выраженности его искривление в боковой плоскости, что называют сколиотической дугой. Чаще всего он начинает формироваться именно у детей в раннем или подростковом возрасте, тем самым создавая предпосылки для развития ряда осложнений. К счастью, детский позвоночник довольно пластичен, что позволяет при своевременном обнаружении признаков сколиоза принять меры и исправить ситуацию вплоть до полного излечения.

Практически 30% заболеваний позвоночника у детей приходится на сколиоз.

Причины

Сколиоз у детей в основном начинает формироваться в период между 5 и 14 годами, а особенно в возрасте 4-6 лет и 10-14 лет, так как именно в это время наблюдается активный рост ребенка. Поскольку позвоночник остается довольно пластичным неправильное распределение нагрузки на него, а также ряд других факторов провоцирует отклонение отдельных позвонков от основной оси в ту или иную сторону, тем самым формируя сколиотическую дугу. Это может происходить только в одном отделе позвоночника, например, в пояснично-крестцовом, или одновременно в нескольких.

Также выделяют врожденную форму заболевания. В таких случаях деформация позвоночного столба обусловлена нарушениями развития и наличием сращений ребер, позвонков между собой, присутствием добавочных позвонков и пр. Но подобное встречается значительно реже, чем приобретенный сколиоз.

При отсутствии врожденных деформаций причинами развития сколиоза у детей могут выступать:

  • несоблюдение осанки при сидении за столом, работе за компьютером или ходьбе;
  • неравномерное распределение нагрузки на позвоночник (ношение рюкзака на одном плече, тяжелых сумок, пакетов);
  • преждевременное начало занятиями тяжелыми видами спорта;
  • слабость мышечного корсета, обусловленная ведением малоподвижного образа жизни;
  • травмы позвоночника, включая компрессионные переломы, тяжелые ушибы, переломы костей таза, значительно реже нижних конечностей;
  • несбалансированное питание, не обеспечивающее поступление должного количества витаминов и минералов в растущий организм ребенка;
  • заболевания позвоночника, в том числе рахит, ДЦП и пр.

Уже ясно, что сколиоз у детей может быть врожденным или приобретенным. Для более подробного описания патологии пользуются более точной классификацией форм заболевания на основании периода его возникновения:

  • инфантильный (младенческий) – обнаруживается у детей младше 3 лет;
  • ювенильный – развивается в 3-10 лет;
  • подростковый – возникает в пубертатный период, т. е. в 10-17 лет.

Все эти формы болезни хорошо поддаются лечению, чего нельзя сказать про взрослый сколиоз. Поэтому очень важно вовремя диагностировать патологию и направить максимальное количество усилий на ее устранение, пока не стало поздно.

При взрослом сколиозе, диагностируемом у людей старше 17 лет, особенно запущенном, добиться абсолютного выздоровления практически невозможно даже с помощью хирургического вмешательства.

Также различают следующие виды сколиоза у детей в зависимости от характера искривления:

  • С-образный – позвоночник выгнут в левую или правую сторону с образованием 1 дуги;
  • S-образный – одновременно формируются 2 разнонаправленные сколиотические дуги в двух разных отделах позвоночника, например, в пояснично-крестцовом и грудном;
  • Z-образный – самая тяжелая форма сколиоза, при которой образуется сразу же 3 сколиотические дуги.

Если у ребенка диагностирован сколиоз, лечение начинают немедленно. Но оно может осуществляться консервативными методами, т. е. безоперационным путем, только при деформациях менее 40°. В остальных случаях и тем более при сколиозе 4-й степени показано хирургическое лечение сколиоза.

Итак, если заболевание диагностировано на ранних стадиях развития и еще возможно восстановить нормальную ось позвоночника без прямого вмешательства в него, больному назначается комплексная терапия. Ее характер напрямую зависит от степени сколиоза и самочувствия ребенка. В целом консервативное лечение сколиоза может включать:

  • ЛФК;
  • мануальную терапию;
  • массаж;
  • физиотерапию;
  • ношение ортопедического корсета;
  • кинезиотейпирование.

При 1 и 2 степени сколиоза (чаще всего наблюдается у детей до 5 лет) зачастую достаточно только ЛФК, массаж и мануальной терапии. Но остальные методы также могут применяться с целью повышения эффективности лечения. В более сложных случаях медики обязательно рекомендуют задействовать все возможные способы выравнивания оси позвоночника. В противном случае деформация будет прогрессировать и рано или поздно приведет к тяжелым осложнениям, сильнейшим болям и возникновению острой необходимости в проведении операции.

Глотко Ирина Викторовна,

медицинская сестра по массажу

1 >

 

 Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) - это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.  Проявляется в нарушении восприятия внешних стимулов, которое заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, вызывает проблемы в коммуникации с другими людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, вызывает трудности адаптации к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками (в том числе через подражание другим).

Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).

К вызывающим тревогу родителей сигналам относят:

- в 8 месяцев - отсутствие зрительного контакта и реакции на имя;

- в 12 месяцев - нетипичное использование жестов, отсутствие указательного жеста;

- в 18 месяцев - нетипичная игровая деятельность, непонимание речи или отказ от вступления в диалог;

- в 24 месяца - целый набор взаимосвязанных признаков: отсутствие имитации взрослого и социального общения в игре, медленное накопление словарного запаса.

Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).

В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, значит, может развиваться вследствие нескольких факторов. Среди причин выделяют:

  1. Генетические факторы: в последние годы в России и за рубежом велись исследования по выявлению генов, ответственных за возникновение РАС. Согласно данным последних исследований, около половины этих генов широко распространены в популяции, но проявление заболевания зависит от их сочетания между собой и факторов окружающей среды.
  2. Структурные и функциональные нарушения головного мозга: с появлением магнитно-резонансной томографии (МРТ) расширились возможности изучения головного мозга. При исследовании мозга людей с РАС были обнаружены изменения в строении различных его структур: в лобных долях, мозжечке, лимбической системе, стволовом отделе головного мозга. Имеются данные об изменении размера головного мозга у детей с симптомами аутистического спектра по сравнению со здоровыми детьми: при рождении он уменьшен, затем резко увеличивается в течение первого года жизни. При аутизме также отмечается нарушение кровоснабжения головного мозга, а в части случаев расстройству сопутствует эпилепсия.
  3. Биохимические изменения: множество исследований было посвящено нарушению обмена веществ головного мозга, которые участвуют в передаче импульсов между нервными клетками (нейромедиаторы). Например, у 1/3 детей с РАС было выявлено увеличение серотонина в крови. По результатам других исследований, у всех детей с аутизмом наблюдалось повышение глутамата и аспартата в крови. Предполагается также, что аутизм, как и ряд других заболеваний, может быть связан с нарушением усвоения некоторых белков: глютена, казеина (исследования по этому направлению ведутся до сих пор).

Симптоматика расстройства аутистического спектра представлена тремя основными группами («триадой нарушений»): нарушениями в сфере социального взаимодействия, в сфере коммуникации и в сфере воображения.

1. Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от контакта, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.

2. Нарушения в сфере общения: ребёнок с аутизмом испытывает трудности в привлечении внимания взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. В речи людей с аутизмом встречается отказ от личных местоимений, неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.

 3.  Нарушения в сфере воображения: эти признаки у аутиста проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики. Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку предметов по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.

Когда нужна консультация психиатра?

К психиатру следует обратиться при появлении у ребёнка признаков аутизма из «триады нарушений»: нарушения в сфере социального взаимодействия (отказ от контакта), в сфере коммуникации (трудности в привлечении внимания взрослых, задержка в формировании речи, нарушения грамматического и фонетического строя речи) и в сфере воображения (стереотипные однообразные игры и действия).

В возрасте около 12 месяцев достоверность и дальнейшее подтверждение диагноза  «аутизм» составляет около 50%. К 14 месяцам этот показатель вырастает до 80 %, а к 16 месяцам - до 83 %. Однако зачастую диагноз РАС ставят в 2-3 года.

                                                                                                Оксана Викторовна Сильванович,

врач-педиатр

 

1 >

      У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам.

Вежливость для детей начинается с «волшебных» слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: «спасибо», «пожалуйста», «извините» - это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок.

Наши советы:

  • Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
  • Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
  • Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово "спасибо", он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
  • Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их "волшебными" словами.
  • Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.

 

Шепелева Альбина Александровна,

специалист по комплексной реабилитации

1 >

2 viber 2021 12 23 12 55 34 775

Портал «Я – родитель» – это интернет-ресурс, созданный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На нем содержатся материалы для социальных педагогов, родителей, администрации, педагогов, школьных психологов – от текстовой информации до специально разработанных видеоуроков.  Среди особенностей портала можно выделить наличие консультаций специалистов различного профиля, службу психологической помощи, библиотеку, новости и материалы регионов.  Портал поддерживает движение «Россия – без жестокости к детям». Большинство материалов бесплатны и находятся в свободном доступе (без регистрации).