Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Самооценка – это отношение человека к самому себе. Самооценка начинает формироваться очень рано, но с возрастом претерпевает множество изменений. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, т.к. в этом возрастном периоде детям присущ так называемый эгоцентризм.

Огромное влияние на этот процесс оказывают родители. Очень важно, как мама и папа общаются с ребенком, как создают среду, благотворную для развития их неповторимой личности, помогают интеллектуальному и нравственному росту. Если родители словами и делами поддерживают ребенка, показывают, что верят в них, в их способность принимать самостоятельные решения, помогают развитию творчества, то дети становятся активными и уверенными, не боятся ошибиться. Как правило, у этих детей выявляется высокая самооценка. И наоборот, если родители часто ограничивают и критикуют, проявляют недовольство, делают много замечаний, то своими негативными воздействиями заставляют ребенка погрязнуть в неудачах, потерять веру в собственные силы, приобрести страх сделать что-то не так. У таких детей формируется заниженная самооценка.

Неуверенного ребенка всегда видно: он безынициативен, боится брать на себя ответственность, тревожен, зависим от мнения окружающих, особенно значимых для него взрослых.

Если родители заметили у своего ребенка выше перечисленные симптомы, которые свидетельствуют об его эмоциональном неблагополучии, то, следует позаботиться о повышении его самооценки и придерживаться следующих правил:

Чаще хвалите ребенка.

Не важно, есть ли для этого веские основания – ребенок должен чувствовать, что есть вещи, которые он выполняет хорошо. Например: «Ты уже съел всю кашу! Какой молодец!» - утром помогут сохранить позитивный настрой. «Перехваленных» детей не бывает, поэтому не бойтесь перестараться.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми.

«Катя умеет одеваться сама, а ты нет. Тебе не стыдно?» – такие фразы часто слышат дети в свой адрес, а ведь именно они формируют заниженную самооценку.

В конфликтных ситуациях избегайте перехода на личности.

Не «ты плохой!», а «ты плохо поступил, но я все равно тебя люблю. Давай подумаем, что помешало тебе поступить правильно» - такой подход поможет ребенку не только жить с осознанием того, что он как личность остается ценным и любимым, но учит рефлексии – ребенок задумывается о себе и формирует новые поведенческие модели.

Чаще обращайтесь к ребенку за советом и помощью.

«Посоветуй, пожалуйста, что сегодня приготовить: борщ или щи?», «давай вместе помоем овощи, твоя помощь мне очень важна!». Вообще, важно относиться к ребенку, как к равному, тогда и он будет чувствовать это отношение, и поверит в собственные силы.

Будьте осторожны с наказаниями.

Ребенок всегда должен понимать, за что его наказывают. Будьте последовательны в наказаниях, наказывайте только за серьезные проступки, а не за ситуации, когда малыш старается изо всех сил, а у него не получается.

Чаще проявляйте к ребенку внимание и свою любовь.

Такое простое, казалось бы, правило, а ведь множество детей искренне чувствуют себя недолюбленными. Телесный контакт также очень важен – обнимайте, целуйте, гладьте по голове, держите за руку.

Поддерживайте инициативу ребенка.

Даже если дошкольник решил стать космонавтом, поддержите его, сводите в планетарий. Скорее всего, через неделю он забудет об этом желании, но осознание того, что в него верят, останется.

Реагируйте сами на собственные успехи и неудачи адекватно.

Ребенок всегда равняется на родителей, а значит, именно вы являетесь для него главным авторитетом и примером для подражания. Если он видит адекватную реакцию в той или иной ситуации, то будет стараться, пусть и неосознанно, поступать так же. Для демонстрации такого поведения отлично подходят настольные игры – там малыш наглядно видит, кто выиграл, а кто проиграл и как отреагировал на свою неудачу.

Автор: Любовь Константиновна Снигирева,
психолог