Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

«Каждый человек, независимо от состояния здоровья,
наличия физического или умственного недостатка,
имеет право на получение образования,
качество которого не отличается от качества образования,
получаемого здоровыми людьми»

Одна из наиболее острых проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовой школы. Все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками.

Каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохраняя нужную специализированную психолого-педагогическую помощь.

Концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах интеграции:

- ранняя коррекция;

- обязательная коррекционная помощь каждому ребенку;

- обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.

Первый принцип – раннее выявление отклонений – раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых лет жизни позволяет достигать принципиально иных результатов в развитии ребенка. От 15-20% до 100% интеллектуально сохранных детей, имеющих разные отклонения в развитии, способны, благодаря ранней коррекционной помощи, впоследствии успешно обучаться в массовой школе.

Второй принцип – обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка. Необходим подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом уровня его психофизического и речевого развития.

Третий принцип - обоснованный отбор детей для интегрированного обучения. Признавая важность и значимость интеграции как инновационного процесса в системе образования, важно отметить те негативные тенденции, которые связаны с невозможностью интеграции всех детей в широкое социокультурное пространство.

В процессе интегрированного образования, выделяют следующие модели интеграции:

- постоянная полная

- постоянная неполная

- постоянная частичная

- эпизодическая

Постоянная полная интеграция предполагает обучение ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных со здоровыми сверстниками в одних дошкольных группах.

Постоянная неполная интеграция может быть эффективна для тех детей, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне со всеми детьми, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени.

Постоянная частичная интеграция может быть полезна тем, кто способен наравне со своими сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени.

Эпизодическая интеграция, ориентирована на специальные дошкольные и школьные учреждения, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по совместному воспитанию и обучению своих воспитанников.

Таким образом, интеграция в общество человека с ограниченными возможностями здоровья, на данный момент, означает процесс и результат предоставления ему всех прав и реальных возможностей участвовать во всех видах социальной жизни общества наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отставание в развитии и ограничения возможностей жизнедеятельности. Следовательно, интегрированное обучение, создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка, которые реализуются в зависимости от структуры дефекта, психофизических, психологических особенностей лечения в условиях определенных моделей интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей (постоянная полная, постоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная и эпизодическая).

На основе работ: Волкова Л.С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе; Малофеев Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения; Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике; Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития; Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики; Шипицына, Л.М. Экскурс в историю интеграции.

Автор: Наталья Николаевна Рогозина,
логопед