С момента появления ребенка на свет он проделывает массу артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. К этим движениям постепенно добавляются диффузные звуки - бормотание, лепет. Это первый этап в развитии речи ребенка.
Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Чтобы проблема с речью у ребенка в дальнейшем его развитии не возникала, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы голоса, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом акте. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.
С помощью правильно подобранного комплекса артикуляционных упражнений с детьми начинается преодоление уже сложившегося нарушения звукопроизношения.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных, правильных, определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков-фонем и помогает коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.
В начале коррекционного процесса артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, как работает его артикуляторный орган в момент выполнения того или иного упражнения.
Выполнение артикуляционных движений - автоматизированный навык. Ребенку, у которого есть проблемы со звукопроизношением, необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Заниматься нужно ежедневно по 5-7 минут, по возможности утром и вечером.
Проводить артикуляционную гимнастику необходимо с учетом возраста и особенности ребенка. Упражнения не должны доводить артикуляционный орган до переутомления (первым признаком утомления является снижение качества движения и показателем к временному прекращению упражнений).
В работе по развитию и укреплению мышц артикуляционного аппарата в БУ «Няганский реабилитационный центр» логопеды используют различные методики: Л. А. Комаровой, Н. С. Жуковой, Т. А. Датешидзе и других авторов. При этом необходимо не забывать об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, использовать педагогическую интуицию, и, конечно, включать в активную работу родителей – самых лучших помощников логопеда.
Подготовил: Уткина Наталья Александровна,
логопед отделения социальной реабилитации и абилитации