Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

   1 1

 Когда ребенок идет в школу — это важная перемена в его жизни и в жизни всей семьи. Школа – это место, где ребенок получает не только знания об окружающем мире, но и возможность взаимодействовать с разными людьми, учиться планировать свои дела, ставить перед собой цели и достигать их. На все это ребенок затрачивает большое количество энергии, что в свою очередь вызывает повышенное напряжение, тревожность.

    Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального  неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Специалисты, работающие с детьми, заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Однако психологи отмечают, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. У тревоги есть и польза. Её задача сделать человека более восприимчивым, осторожным и внимательным в период опасности. В школе тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Вместе с тем, интенсивность тревоги не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой она начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, то ребенка охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, дети либо устраняются от деятельности, либо все свои усилия направляют на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматываются, что не в состоянии выполнять иные действия.

Что вызывает повышенную тревогу у детей?

На появление тревоги влияют следующие факторы:

- особенности нервной системы ребенка. Есть дети, которые изначально более ранимы, более чувствительны к стрессам, к повышенной нагрузке.

- адаптация в школе. Этот фактор играет огромную роль как при поступлении в 1 класс, так и в период перехода в среднее или старшее звено.

- отсутствие поддержки в школе.

- отсутствие постоянства правил в школе и дома.

- успеваемость ребенка.

- чрезмерные требования к ребенку со стороны взрослых (как со стороны родителей, так и со стороны учителя).

- конфликты в школе, буллинг, агрессия со стороны окружающих.

- потеря близких людей, внезапные перемены в жизни ребенка, переезды, конфликты дома.

По каким признакам взрослый может понять, что у ребенка уровень тревоги повышен?

- частые проявления беспокойства, а также большое количество страхов, причем страхи возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит;

- нежелание ходить в школу, прогулы;

- низкая самооценка, неуверенность в своих силах, нерешительностью;

- повышенная чувствительность к неудачам;

- склонность отказываться от деятельности, где ожидают провал;

- склонность к вредным привычкам невротического характера (дети грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, жуют одежду или предметы, перебирают мелкие предметы и др.);

- выражение лица часто серьезное, сдержанное, глаза опущенные, на стуле сидят крайне аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь;

- в поведении проскальзывают элементы более раннего детства: легко впадают в слезы, перестают делать то, что вроде бы давно умели;

- раздражительность и агрессивность в поведении как способ снятия напряжения;

- на уроках пассивны, скованны, на переменах не могут найти себе место, стараются меньше принимать участие в общих делах, находятся «вне» коллектива;

Как родители могут помочь ребенку?

  1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
  2. Практикуйте телесные игры (обнимания, тактильные игры, игровые массажи).
  3. Научите ребенка самоконтролю: сосчитать до 5, глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть и др.
  4. Чаще хвалите ребенка, но так, чтоб он знал за что.
  5. Всегда обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения. По возможности, контролируйте свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учите только необходимым мерам безопасности. Не представляйте ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают опасности.
  7. Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Ставьте перед ним те задачи, которые он сейчас может решить сам, и задачи, которые он решит с помощью взрослого.
  8. Если ребенку трудно дается учеба в школе, то пусть в его жизни будет кружок или увлечение, в котором он будет успешен.
  9. Уменьшить количество наказаний. Ввести систему не наказаний, а последствий от проступка.
  10. Даже прибегая к наказанию, не унижайте ребенка. Это не должно быть «прилюдно», не стоит оскорблять или физически унижать.
  11. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть. Проявляйте безусловную любовь к своему ребенку.

Авто статьи

Психолог БУ «Няганский реабилитационный центр»

Наталья Сергеевна Киреева