Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Depresiya Suiside

 

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Но для начала, важно понять, что под ним подразумевается:

Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. К подобному поведению относятся суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид.

Случаи такого поведения у детей, например, высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора подобного способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает, как способ воздействия на значимых близких. Таким способом  дети пытаются вызвать сочувствие, а может даже наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти, как о необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствие жизненного опыта, даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно опасной.

Какие внешние изменения в поведении детей и подростков могут свидетельствовать о попытках совершить суицид:

  • недостаток сна или повышенная сонливость; 
  • нарушение аппетита;
  • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
  • усиление чувства тревоги, печальное настроение;
  • признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
  • неряшливый внешний вид;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • склонность к быстрой перемене настроения;
  • отдаление от семьи и друзей;
  • излишний риск в поступках; 
  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
  • открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".

! Важно помнить, что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления от услышанного и не осуждать за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; (Высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.)
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; (Она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.)
  • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь;
  • оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги;
  • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии;
  • не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он/она о самоубийстве.

Если вы почувствовали желание ребенка совершить суицид, обязательно обратитесь за помощью к специалистам (психологи, психиатры).

 

Подготовила психолог отделения социальной реабилитации и абилитации О.Е. Лобашова