Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Но для начала, важно понять, что под ним подразумевается:
Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. К подобному поведению относятся суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид.
Случаи такого поведения у детей, например, высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.
Одной из причин выбора подобного способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает, как способ воздействия на значимых близких. Таким способом дети пытаются вызвать сочувствие, а может даже наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти, как о необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствие жизненного опыта, даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно опасной.
Какие внешние изменения в поведении детей и подростков могут свидетельствовать о попытках совершить суицид:
- недостаток сна или повышенная сонливость;
- нарушение аппетита;
- признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
- усиление чувства тревоги, печальное настроение;
- признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
- неряшливый внешний вид;
- усиление жалоб на физическое недомогание;
- склонность к быстрой перемене настроения;
- отдаление от семьи и друзей;
- излишний риск в поступках;
- выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
- открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".
! Важно помнить, что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.
При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:
- внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления от услышанного и не осуждать за любые, даже самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; (Высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.)
- не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- стремиться вселить в подростка надежду; (Она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.)
- оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь;
- оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги;
- внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии;
- не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он/она о самоубийстве.
Если вы почувствовали желание ребенка совершить суицид, обязательно обратитесь за помощью к специалистам (психологи, психиатры).
Подготовила психолог отделения социальной реабилитации и абилитации О.Е. Лобашова