Задачи массажа: способствовать расслаблению гипертонуса мышц, седативное действие на гиперкинезы отдельных групп мышц; стимулирование, тонизирование функции паретичных мышц; снижение вегетативных и трофических расстройств; улучшение общего состояния ребенка и улучшение работоспособности его мышц.
Методика: в настоящее время применяют разновидности лечебного массажа классический, точечный, проводимый по стимулирующей и седативной методике, сегментарный, линейный массаж и др. В зависимости от формы заболевания специалист по лечебному массажу выбирает наиболее эффективный вид массажа, так, для расслабления мышц применяют такие приемы, как поглаживание, сотрясение, валяние, легкая вибрация лабильная. С целью стимуляции отдельных мышечных групп используют глубокое непрерывистое и прерывистое поглаживание пальцами, гребнями, растирание с отягощением, гребнеобразное, поколачивание, щипцеобразное разминание, штрихование, строгание.
При проведении сегментарного массажа применяют все приемы паравертебрального воздействия. План массажа строится по общему варианту воздействия: спина, воротниковая зона, окололопаточная область, верхние конечности, нижние конечности. Массаж рук и ног всегда начинают с вышележащих областей, т. е. плечо, предплечье, кисть и бедро, голень, стопа.
Основное в проведении массажа - использовать все приемы избирательно с учетом клинических особенностей состояния больного. Следует применять все специальные медикаментозные средства и проводить тепловые процедуры до массажа, при всех разновидностях массажа - учитывать возможную позу больного. Курс классического массажа - 25-30 процедур, сегментарного массажа - 10-15 процедур, линейного - 10-15, а точечного - 20-25. Все виды массажа необходимо сочетать со специальными упражнениями в процессе индивидуальных занятий с ребенком.
Автор статьи
Медицинская сестра по массажу СМО
БУ «Няганский реабилитационный центр»
Тукаева Л.Д.