В последнее время стремительно увеличивается количество детей с задержкой речевого развития (далее – ЗРР) различного генеза. Одной из причин может быть нарушение слуха у ребёнка.
Поэтому очень важно, чтобы логопед, к которому привели ребенка после своего обследования, порекомендовал родителям посетить сурдолога, чтобы исключить нарушение слуха как причину ЗРР.
Многие родители дошкольников отмечают, что их дети плохо воспринимают речевую информацию в шумных помещениях, в толпе, при включенном телевизоре, не понимают быструю речь с большим количеством длинных и новых слов. У таких детей отмечается снижение фонематического слуха.
Специалисты выделяют четыре типа нарушения слуха: проводниковое, нейросенсорное, смешанное, центральное неврологическое. Ребенок с таким типом повреждения слуха слышит, но не все понимает в услышанной речи. Это и есть нарушение, которое мы называем нарушение фонематического слуха.
Основные симптомы неврологического нарушения слуха:
- ребёнок плохо воспринимает обращенную речь в шумном помещении;
- ребёнок плохо воспринимает речь по телефону;
- ребёнок не может поддерживать долгую беседу;
- у ребёнка трудности при запоминании сложных слов;
- у ребёнка дефицит слуховой памяти;
- ребёнку трудно поддерживать беседу, если его отвлекают другие звуки;
- ребёнку сложно выполнить речевую инструкцию, если она состоит из нескольких пунктов;
- у ребёнка возникают трудности при обучении чтению;
- ребёнок с трудом воспринимает невербальную информацию (например, музыку).
Основные подходы к лечению фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее - ФФНР) у детей известны. Это стимулирующая лекарственная терапия, массаж речевых точек и зон, занятия с логопедом. Детям с такой патологией полезны тренирующие слух процедуры и тренинги фонематического слуха.
Педагоги и родители помогут ребёнку, если будут говорить медленно, чётко проговаривая все звуки, упрощая сложные фразы, используя зрительную поддержку в дополнение к речевой информации.
Юлия Викторовна Вахтерова,
логопед