Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Исследования неврологов, психиатров и физиологов показали, что формирование речевых областей коры головного мозга происходит под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Хорошо сформированная мелкая моторика способствует работе речевых и мыслительных центров головного мозга.

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики в логопедической работе используются игры с пальчиками с использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки.

Вот некоторые примеры из них:

1. Упражнение с пипеткой - для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости.

2. Упражнение с пинцетом - в формочки ребенок пинцетом накладывает бусинки, пуговицы. Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

3. Шарики и пинцет - требуется разложить при помощи пинцета шарики в формочки или в бутылки.

4. Наматывание ниток - используются мелкие игрушечные насекомые и нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

5. Сортировка семян (разноцветных макарон) - требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета или вручную.

6. Коробочка с прищепками - прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, из картона вырезают разноцветных ежей, а прищепки это иголки. Нужно прицепить прищепки, соответствующие по цвету.

7. Нанизывание бусинок на леску.

И это только некоторые примеры игр на развитие мелкой моторики.

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

  • массаж большого пальца – повышает активность мозга,
  • массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,
  • массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника,
  • массаж безымянного пальца – стимулирует печень,
  • массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
  • поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом
  • работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах)
  • предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)
  • способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)

Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа:

1. Массаж пальцев, начинаем с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

2. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук

3. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке

4. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

Филатова Татьяна Юрьевна, логопед

1