Исследования неврологов, психиатров и физиологов показали, что формирование речевых областей коры головного мозга происходит под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Хорошо сформированная мелкая моторика способствует работе речевых и мыслительных центров головного мозга.
Помимо традиционной пальчиковой гимнастики в логопедической работе используются игры с пальчиками с использованием нетрадиционного материала (бытовых предметов): пипетки, пинцеты, зубочистки, прищепки.
Вот некоторые примеры из них:
1. Упражнение с пипеткой - для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости.
2. Упражнение с пинцетом - в формочки ребенок пинцетом накладывает бусинки, пуговицы. Сюда же можно отнести сортировку по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
3. Шарики и пинцет - требуется разложить при помощи пинцета шарики в формочки или в бутылки.
4. Наматывание ниток - используются мелкие игрушечные насекомые и нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.
5. Сортировка семян (разноцветных макарон) - требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета или вручную.
6. Коробочка с прищепками - прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, из картона вырезают разноцветных ежей, а прищепки это иголки. Нужно прицепить прищепки, соответствующие по цвету.
7. Нанизывание бусинок на леску.
И это только некоторые примеры игр на развитие мелкой моторики.
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый НАМИКОШИ ТОКУХИРО считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
- массаж большого пальца – повышает активность мозга,
- массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу,
- массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника,
- массаж безымянного пальца – стимулирует печень,
- массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
- поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом
- работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах)
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)
- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)
Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа:
1. Массаж пальцев, начинаем с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
2. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук
3. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке
4. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
Филатова Татьяна Юрьевна, логопед