Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Исследования ученых доказывают, что у детей с ДЦП задержка в развитии начинается с первых двух лет жизни. Отмечаются двигательные, речевые и сенсорные нарушения. Эти отклонения, в первую очередь, обусловлены основным дефектом развития, также недостаточностью практического опыта детей с ДЦП и ограниченностью их коммуникативных связей.

Только незначительная часть детей к 5 месяцам может удерживать голову. У подавляющего большинства детей отсутствует зрительно-моторная координация: дети не тянутся к игрушке, не захватывают её, т. к. зрение активно не направляет движение руки к оптическому объекту. Некоторые дети могут удерживать вложенную в руку игрушку, но не стараются её рассмотреть, ощупать, дотянуть до рта. К 12 месяцам лишь незначительное число удерживает голову, в основном, дети не могут самостоятельно сидеть. У большинства детей отмечаются патологическое состояние кистей рук, манипулятивная деятельности.

К двум годам дети еще плохо удерживают голову, не умеют её свободно поворачивать. Они не в состоянии менять положение своего тела, самостоятельно сидеть. Лишь очень немногим детям доступны предметная деятельность с помощью взрослого. Во всех случаях отмечается тремор рук и промахи. Ребенок не тянется к игрушке, удаленной от него на 25-30 см, а берет только находящуюся непосредственно перед глазами. Движения скованны и однообразны. Из-за неловкости движений ребенка игрушки часто падают на пол, при этом некоторые дети не прослеживают взором упавшую игрушку.

Целью коррекционно-развивающей работы с детьми является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики рук, что обеспечивает своевременное развитие речи и личности ребенка, адаптацию в социуме. Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития, развитие хватательной функции руки. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.

Комплексный характер занятий у дефектолога предусматривает развитие всех сторон деятельности ребенка. Учитывая это, все занятия сопровождаются речевыми инструкциями и комментариями. Кроме того, в плане намечаются специальные занятия по развитию понимания речевых инструкций в конкретной ситуации. Важной предпосылкой, способствующей формированию понимания речи у детей, является развитие кожно-кинестетического анализатора. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создается благодаря зрительно-моторной координации. Ребенок запоминает лучше названия тех предметов, с которыми он активно манипулирует.

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук, проводить самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней и пальцев.

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов. Собирание пирамидок, матрешек, мозаики; нанизывание колец на тесьму, работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины; сортировка монет, перебор крупы; работа со спичками; работа с бумагой; лепка (глины, пластилин, тесто); шнуровка на специальных рамках, ботинок; завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке; игры с песком, водой; наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль); закручивание шурупов, гаек; игры с конструктором, кубиками; рисование в воздухе; рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т. д.)

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который детям с ЦП дается нелегко. При работе по формированию навыка письма учителю-дефектологу необходимо помнить о соблюдении следующих условий:

- Правильная посадка при письме;

- Постановка руки;

- Ориентировка на странице тетради и строке;

- Правильное движение руки по строке;

- Штриховка;

- Обведение лекал, шаблонов;

- Графические упражнения;

- Письмо элементов строчных букв.

Вахтерова Юлия Викторовна, логопед