Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи, т. е. ребёнок должен правильно и отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Шестилетние дети должны не только правильно произносить звуки, но и уметь четко различать на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: шипящие и свистящие, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Это называется фонематическим восприятием. В этом возрасте развивается способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Это называется звуковым анализом.

В норме словарный запас ребенка 6-7 лет насчитывает до 3000 - 3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем (пассивный словарь преобладает, к нему относятся слова, которые ребёнок знает, понимает, но пока не употребляет). В словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей речи: в нем довольно много числительных, глагольных форм, в частности причастий и деепричастий; появляются и сложные предлоги из-за, из-под и другие.

К семи годам дети дошкольного возраста должны четко ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов, правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов, владеть обобщающими словами (транспорт, времена года, учебные принадлежности, посуда и т. д.), уметь давать определение предмета через родовое название и видовое своеобразие (сахарница – посуда, в которой находится сахар). Дети хорошо понимают и используют в речи антонимы, обозначающие пространственные понятия (высокий – низкий, длинный – короткий), состояние предметов (горячий – холодный).

К шести годам грамматический строй речи у детей на уровне практики. Они усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но еще встречаются ошибки в изменении слов по падежам. На седьмом году жизни речь связная речь ребёнка становится всё более точной, развёрнутой, логически последовательной. В этом возрасте ребёнок способен самостоятельно давать описание игрушки, предмета, пересказать содержание небольшого произведения. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам.

Для успешного овладения письмом и чтением ребёнок должен обладать хорошо развитой речью, что предполагает способность четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова. Наличие достаточного словарного запаса и полную сформированность грамматического строя; умение связно высказываться по темам, а также умение ориентироваться во времени и пространстве.

Для того чтобы формировалась речь ребёнка, с ним нужно постоянно разговаривать. Он должен постоянно слышать речевые образцы. Самые доступные речевые образцы – это собственные рассказы родителей и художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь.

Юлия Викторовна Вахтерова, логопед