Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Первый раз в первый класс! Это звучит очень завораживающе, как-то маняще и интересно. Но как сохранить эту любознательность ребенка на долгие годы, чтобы не пропал его интерес к учебе? Ведь сидя за партой в красивом классе, когда учительница задает вопросы: один, второй, третий - дети тянутся отвечать, а ты ничего не знаешь и не понимаешь их. Наверное, трудно будет удержать большой интерес и стремление к знаниям. Чтобы эта заинтересованность и стимул учиться не проходили как можно дольше, надо готовить ребенка к школе, к умственным нагрузкам постепенно.

Игра – наиболее значимая, а потому необходимая для ребенка деятельность. В игре развиваются качества, без которых обучение невозможно. В игре дети: учатся применять имеющиеся у них знания; ставятся перед необходимостью поиска новых знаний; получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их. В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение. Можно выбрать игры для подготовки к школе по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые:

1. Формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Повтори рисунок»).

2. Развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме).

3. Развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова на оборот», «Синонимы», «Составляем рассказ»).

С чего же начинать занятия по обучению грамоте? Конечно, с игры! Поиграем с ребенком в жуков. Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Вместе вы «летаете» по комнате и жужжите. Присели на цветок, замолчали, а потом снова полет и жужжание. «Какую песенку мы поем?» — прерывает жужжание мама. «Ж-ж-ж», - отвечает она сама, если ребенок не понял ее вопроса, и малыш с удовольствием присоединяется: «Ж-ж-ж». - «А послушай, в слове жук есть эта песенка: ж-ж-жук. Слышишь, как он поёт свою песенку? Давай-ка вместе - ж-ж-жук». Нужно отметить, что произнести таким образом слово, ребенку совсем не легко. Он должен изменить свою артикуляцию, как бы пощупать слово, найти в нем звук ж и потянуть его. Поэтому первое время ребенок повторяет слова вслед за мамой.

«Давай еще поищем слова, в которых жук оставил свою песенку. Ну-ка угадай: это животное с самой длинной шеей. Ну, конечно, ты угадал: жираф. Давай вместе скажем это слово так, чтобы услышать в нем песенку жука. А еще, какое ты знаешь слово?» Когда ребенок будет находить любой заданный вами звук, можно предложить ему определить место звука в слове (начало, середина, конец). Для этого можно использовать наглядный материал.

Играя с ребенком, обязательно обратите его внимание на то, как по-разному звучат звуки, очень похожие: первый в словах ммышка и ммишка. В слове мышка он звучит строго, сердито: м-м-м, а в слове ммишка — улыбается, ласково звучит: мь-мь. И когда в игре вы соревнуетесь, кто больше назовет слов, в которых звенит комарик, то, пожалуйста, не забудьте, что есть большие комары, которые звенят сердито: з-з-з, а есть маленькие, которые тоненько звенят: зь-зь-зь. Поэтому придумывайте слова сначала с песенкой большого комара, а потом с песенкой маленького комарика. Одна из известных игр, которая не только развивает внимание, но и помогает логически мыслить, - сборка пазлов. В них формируется целостный образ предмета, ребенок учитывает пространственное расположение деталей и их соотношение с другими частями целого. Дети очень быстро их запоминают и легко собирают по памяти и интерес к ним пропадает. Поэтому можно предложить понравившуюся картинку с журнала, или с раскраски, разрезать ее на части, неровными линиями, геометрическими фигурами и ребенку будет интересно собирать ее. Так же ребенку помогут сделать первые шаги в логическом мире геометрические конструкторы, игры головоломки. Эти игры развивают сообразительность, воображение и пространственные представления, воссоздание из геометрических фигур образных изображений.

Игры для развития речи.

1. Игра «Инопланетянин». Взрослый представляется инопланетянином и просит ребенка рассказать про задуманный вами любой предмет: я никогда не видел и не знаю, что такое стул. Ребенок в подробности должен рассказать, описать признаки и свойства этого предмета, так, чтоб было понятно, что это и для чего.

2. «Звериная семья». Предлагаем ребенку назвать папу, маму и детенышей в ед. и мн. числе. - Мама-корова, а папа… И у них родились…

3. Возвращаясь домой с детского сада, опишите дикое животное, домашнее. Можно задавать ребенку наводящие вопросы: название, внешний вид, как голос подает, где живет, чем питается, если есть польза, то какая.

4. «Узнай по описанию». Задавайте друг другу загадки: • Мяукает, царапается, мурлычет. • Хитрая, ловкая, хороший охотник. • Желтые, красные, осенние. • Красное, сладкое, спелое. • Старый, кирпичный, двухэтажный.

5. «Белый — черный». Подбери к каждому слову противоположное. Веселый-…. добрый-….. твердый-… Широкий-…. громкий-… быстрый-… Высокий-… холодный-… старый-…

6. «Один - много». Я называю один предмет, а ты много: дерево-… ветер-… крыло-… глаз-… платье-… ведро-… окно-… ухо-… книга-…

7. «Рассказ по картинке». Давай расставим картинки в правильной последовательности: с чего все начиналось, что произошло и чем все закончилось.

Старайтесь не только играть в вышеперечисленные игры для подготовки к школе, но и как можно чаще разговаривать с ребенком, хвалить, подбадривать и быть просто рядом. Даже если у малыша что-то не получается, вы должны приложить массу усилий и убедить его, что скоро у него все получится. Это порой бывает нелегко, но результат оправдывает усилия. Так, с помощью родителей, ребенок приобретает жизненный опыт и уверенность в себе.

Наталья Николаевна Рогозина, логопед