Трудовое воспитание детей – это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Задачи трудового воспитания детей:
- воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;
- развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;
- формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
- развитие навыков организации работы;
- воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми – умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
Задачи трудового воспитания играют важную роль в общем развитии ребенка. Следует отметить, что воспитание детей осуществляется в соответствие с определенной программой. В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей. Также, в формировании личности ребенка отмечается высокий приоритет семейного воспитания. Главный принцип трудового воспитания в семье заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка. Важно всем членам семьи, при выполнении каких-либо домашних дел, всегда быть примером. Дети любят подражать взрослым и испытывают огромную гордость, если им поручают дома «настоящие» дела.
Труд детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд по уходу за растениями и животными; ручной труд.
Особенности отношения к трудовой деятельности ребенка в дошкольном возрасте заключаются в том, что его больше привлекает процесс труда, чем конечный результат. Поэтому для дошкольника важна связь между трудом и игрой.
Основные методы и приемы трудового воспитания:
- помочь ребенку в определение цели труда;
- обсудить в чем значение данной работы, для чего и для кого она необходима;
- научить разбивать работу на этапы выполнения;
- продемонстрировать и объяснять, как лучше это сделать;
- пробудить и поддерживать в ходе работы интерес к предстоящему делу;
- обсудить, что уже сделано, а что еще можно сделать, чтобы достичь лучшего результата;
- поощрять старания, интерес ребенка и стремление справиться с трудностями, добиваясь обозначенной цели;
- проверять и оценивать вместе с ребенком ход и результаты работы;
- привлекать ребенка к совместному труду, подавать пример ответственного отношения к делу, при этом помогая советом или делом, если возникли затруднения;
- пробуждать инициативу у ребенка к самостоятельным решениям.
Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у детей сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Мангушева Ляйля Ахметясовна, инструктор по труду