Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Когда речь идет о ребенке с ограниченными возможностями, многие из нас понимают, что некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят), считая, что их ребёнок еще очень слаб, или «еще успеет», или «ему и так досталось». К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.

Самообслуживание – это начало трудового воспитания дошкольника. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Самообслуживание включает в себя освоение навыков: приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела, опрятности.

Основные навыки самообслуживания: что должен уметь ребенок

I. Навыки опрятности: при небольшой помощи взрослых пользоваться: носовым платком; полотенцем; горшком; расчёской; салфеткой, поправлять одежду.

II. Навыки приёма пищи: пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту), пить из чашки, держа её двумя руками, брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

III. Навыки одевания и раздевания: умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых, застёгивание крупных пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Существуют показатели нормы овладения навыками самообслуживания, но обязательно нужно учитывать особенности каждого ребенка:

1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев: самостоятельно ест ложкой любую пищу; имеет навыки поведения за столом: берет хлеб, пользуется салфеткой, старается есть аккуратно; проявляет интерес к своей одежде, радуется новым нарядам, самостоятельно снимает (стягивает) и надевает шапку, носки и обувь; обращает внимание на грязное лицо, руки; контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом); проявляет желание многое делать самостоятельно; знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей; вместе со взрослым может частично убирать игрушки на место.

1 год 9 месяцев - 2 года: проявляет самостоятельность во многих бытовых ситуациях; знает, что перед едой надо мыть руки и моет их, вытирает полотенцем с помощью взрослого; ест аккуратно, не обливаясь; пользуется салфеткой; для приема пищи садится за стол; самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, юбку, шорты, обувь (с небольшой помощью взрослого); частично раздевается; при напоминании пользуется носовым платком; знает место одежды, обуви, посуды, игрушек; вместе с взрослым может убрать игрушки; контролирует физиологические потребности; радуется новой одежде, любит наряжаться и «быть красивым».

Освоение навыков самообслуживания приобретает важное значение для ребенка 3-х лет. В этот период он заявляет себя как личность, стремится быть независимым, все хочет делать сам. Только развивая навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность.

Очень важное значение приобретает овладение навыками приема пищи, умением одеваться, «проситься в туалет» в то время, когда ребенок идет в детский сад. Воспитатель не сможет уделять ему столько же внимания, сколько мама, а значит, многие вещи ребенку придется делать самому. Важно помочь ребенку освоить основные навыки приема пищи, гигиены тела, туалета, одевания и раздевания.

В 3 года ребенок обладает следующими навыками самообслуживания:

 помогает убирать со стола;

 переносит что-либо из одной емкости в другую;

 ест сам, но неаккуратно;

 пользуется вилкой и ложкой;

 сам моет руки с мылом;

 под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на унитаз, надевает штанишки сам);

 застегивает и расстегивает большие пуговицы;

 надевает обувь;

 расстегивает и застегивает молнию (неразъемную);

 благодарит после еды без напоминания;

 сам пьет из сосуда или струи;

 сам пользуется туалетом;

 чистит зубы под присмотром;

 сам сморкается или напоминает о необходимости высморкаться;

 самостоятельно застегивает и расстегивает разъемную молнию.

Самообслуживание является основным видом труда ребёнка раннего возраста. Мы должны помнить, что независимо от нозологии, каждому ребенку хочется быть успешным и самостоятельным. Так давайте не лишать наших детей этих радостей!

Использован материал с сайта: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-navykov-samobsluzhivanija-u-detei-ranego-vozrasta-1190588.html

Оксана Владимировна Иванова, специалист по комплексной реабилитации