Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Лексика – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

С 1,5 до 2 лет необходимо развивать понимание речи, способности подражания звукосочетаниям и словам, накапливание словаря, формирование речи как средства общения с окружающими.

В 3 года жизни необходимо учить детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать навыки речевого общения с взрослыми и сверстниками.

К 4-м годам продолжать расширение активного и активизация пассивного (понимание речи) словаря детей по лексическим темам: «Игрушки», «Семья», «Части тела», «Предметы туалета», «Посуда», «Продукты питания», «Животные», «Мебель», «Транспорт» и пр.

Грамматические нормы, которые необходимо освоить ребенку:

- употребление притяжательных местоимений: мой, моя, мои, моё в сочетании с существительными мужского и женского рода;

- употребление существительных в винительном, дательном, творительном падежах в единственном и множественном числе;

- употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; существительных в единственном и множественном числе («Один – много»); существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени (Маша играет. Дети играют).

- употребление в речи простых предлогов: на, в, под, за, у, к, с, по, над;

- употребление наиболее доступных антонимических отношений (высокий – низкий, толстый – тонкий, добрый – злой) и др.

К 5 годам речь ребенка обогащается по лексическим темам: «Грибы», «Ягоды», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Мебель», «Части тела», «Транспорт», «Профессии», «Насекомые» и др.

Формирование грамматических представлений включает: упражнения на словоизменение; словообразование; употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.

К 6 годам ребенок осваивает лексические темы: «Деревья», «Перелетные птицы», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Головные уборы», «День защитника Отечества», «Праздник 8 марта», «Транспорт»

Развитие грамматического строя включает: отработку падежных окончаний имен существительных единственного числа; преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число; согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (согласование числительных два и пять с существительными; образование глаголов движения с приставками; употребление сложных предлогов из - за; из-под; около; возле. Образование сравнительной степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный и т.д.

В 7 лет: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Перелетные птицы», «Деревья», «Мебель», «Зима», «Новогодний праздник», «Одежда», «Головные уборы», «Зимующие птицы», «Инструменты», «Праздник 9 мая».

Старшие дошкольники: закрепляют употребление падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе; согласование существительных с числительными; образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных, возвратных глаголов; образование новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар) и т.п.

Уткина Наталья Александровна, логопед