К заболеваниям опорно-двигательного аппарата относятся: детский церебральный паралич (ДЦП), нарушение осанки, синдром двигательных нарушений и другие.
Задачи физиотерапии у детей с данными нарушениями следующие:
1. Нормализовать соотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, которые ведут к уменьшению ригидности, спастичности мышц и интенсивности гиперкинезов (снизить возбуждение, усилить торможение в головном мозге).
2. Развить функциональные связи в головном мозге.
3. Выработать новые двигательные условные рефлексы, способность к произвольному торможению, развитию компенсаторных приспособлений.
4. Нормализовать мышечный тонус, улучшить координацию движений и осанку.
Физиотерапия является важной составной частью восстановительного лечения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
В БУ «Няганский реабилитационный центр» в комплексной реабилитации применяются различные виды физиотерапевтических процедур, основанные на природных факторах:
• аппликации парафина и озокерита с антиспастической целью;
• различные виды электростимуляции мышц;
• электорфорез с лекарственным веществами;
• магнитотерапия;
• ультрафонофорез;
• подводный душ-массаж , который воздействует локально;
• спа-бассейн, с целью закаливание организма, нормализации сна и нервно- психической деятельности у ребенка;
• лекарственные ванны для укрепления иммунитета, расслабления организма, снятия стресса и невроза;
• гидромассажные ванночки для ног, для снятия напряжения, болевых ощущений, укрепления связок и суставов.
При условии своевременно начатого, постоянного и правильного лечения многие дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут обслуживать себя самостоятельно, качественно и социально активно.
Примерно четверть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют легкую форму заболевания, которая выражается в небольших затруднениях при ходьбе. У половины детей, страдающих этим недугом, наблюдаются поражения средней степени тяжести, из-за которых они нуждаются в постоянной опеке в течение всей жизни. Также четверть детей страдают от тяжелых форм заболевания. В таком случае они не могут ходить самостоятельно. Тем не менее, все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата должны получать образование, посильную профессиональную ориентацию и социальную адаптацию.
Татьяна Сергеевна Дуюнова,
медицинская сестра по физиотерапии