Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

Одним из важнейших качеств ребенка, которые необходимо формировать и развивать с детства, является самостоятельность. Самостоятельность - это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки.

Развитие самостоятельности проходит в несколько этапов:

1. Начинать надо с самого раннего детства на этапе подражания, когда ребёнок копирует все действия и образы взрослых. В семь-восемь месяцев, когда ребёнок уже начинает сидеть и ему дают первый прикорм, ему уже нужно давать в руки ложку. Конечно, на первых порах малыш не будет попадать ложкой в рот и будет пачкаться, но рано или поздно он научится это делать, и это будет его первый шаг к самостоятельности.

2. Уборка игрушек после игры - тоже важный этап в развитии самостоятельности ребёнка. Сначала вы показываете, как надо убирать, потом просите помощи ребёнка, а когда он запомнит, что и куда нужно класть, нужно ему доверять убирать игрушки самостоятельно.

3. Следующий этап формирования самостоятельности ребёнка - это определение его зон ответственности, в которых он будет вправе решать всё сам. Например, он может сам выбирать, в каком свитере ему идти в садик, в какой последовательности делать домашние задания. Быть может, его выбор не всегда будет лучшим, но, принимая решения вместо ребёнка и не давая ему возможности совершать свои ошибки, вы будете растить пассивного, несамостоятельного человека.

Любые действия по воспитанию самостоятельности можно превращать в весёлые развлечения. В игре ребёнок освоит новые навыки и приобретёт хорошие привычки. Можно устроить соревнования: кто быстрее уберёт посуду или оденется на прогулку, кто лучше подметёт и т.д.

4. К 7 годам к периоду поступления ребёнка в школу должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены: приём пищи, овладение навыками раздевания и одевания, гигиена тела, гигиена быта.

5. Домашние задания - это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.

Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

В младшем школьном возрасте влияние на развитие самостоятельности оказывает и трудовая деятельность. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Он может помогать по хозяйству, например, накрыть на стол, полить цветы, вынести мусор, помогать с младшими детьми, ухаживать за домашними животными и т.д. У ребёнка должны быть свои постоянные обязанности по дому.

Основные условия развития самостоятельности ребенка

1. Идти навстречу любой потребности ребёнка сделать что-то самостоятельно.

2. Не делать за него то, что он может сделать сам.

3. Помочь ребёнку научиться выбирать. Просить совета у ребёнка.

4. Соблюдать договорённость, держать слово.

5. Хвалить за проявление самостоятельности.

Самое главное для воспитания самостоятельного ребёнка - это просто не мешать ему и не делать за него то, что он сам может, а только показывать и направлять.

Цель родителей - заинтересовать ребёнка в ответственном поведении. Чтобы воспитание самостоятельности давалось ребёнку легче, не забывайте хвалить его каждый раз, когда он этого достоин.

Очень важно уделять особое внимание развитию этого качества. Невозможно воспитывать самостоятельность, не предоставляя ее.

Автор: Старикова Марина Валерьевна,
психолог