Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения. Существуют определенные методы, направленные на восстановление этой важной функции.
Например:
1. Глубокий вдох через нос и продолжительный выдох через рот. Под счет 1-5
2. «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
3. «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.
Повторить упражнения 2, 3 с дополнением: шепотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе.
4. «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см ото рта, дуть теплым воздухом на ладони.
Повторить упражнение 4 с дополнением: шепотом на одном усиленном выдохе произносить слог ХА.
5. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О) Ы, И.
Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения артикуляционной позы (губ) в зеркале.
В дальнейшем (через неделю, две, месяц...) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляционной позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит.
Автор: Юлия Викторовна Вахтерова,
логопед