Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Няганский реабилитационный центр"

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта
8 (34672) 9-70-42

 

Помощь ребенку в развитии заключается в организации игр. Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь. Если ребенок не умеет играть, не может сосредоточить своё внимание на какой-либо игрушке, хватается за всё или повторяет одно и тоже действие, например, часами заводит юлу или многократно открывает и закрывает кран с водой, – то такого ребенка необходимо скорее научить играть.

Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. Выбор игры и ее проведение должны осуществляться с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей. Однако с каким бы ребенком ни проводилась игра непременным условием её должно быть создание у ребенка радостного чувства, которое поддерживается взрослым, ставшим равным ее участником. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.

Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.

От игры к занятиям

Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение правильно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание. Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше 2 раза в день. Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин в первые дни занятий до 20-30 мин с детьми более старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую «умственную работоспособность». Чем продолжительнее занятие, тем больше разнообразных упражнений надо в него включать. Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.

1. Развитие слухового внимания и памяти проводится в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек: колокольчика, барабана, шарманки и др. Например, игра «Послушай внимательно и угадай, на чем мама играла». Не видя игрушку, надо узнать ее (назвать или показать) по издаваемому ею звуку.

2. Развитие зрительного внимания и памяти. Этому способствуют игры на запоминание: «Где что лежало», «Кто с кем поменялся», «Что прибавилось», «Кого (чего) нет» и др. Если ребенок хорошо справляется с этими заданиями, то игрушки можно заменить предметными, а затем и сюжетными картинками.

3. Сличение и сортировка предметов по цвету, форме и величине. Умение сличать предметы и явления, находить у них-то общее, что их объединяет, и то, что их различает, учит ребенка самостоятельно мыслить.

4. Учите детей возводить по образцу постройки их кубиков, палочек или деталей. Образец должен находиться у ребенка перед глазами: «Построй такой же домик, какой построил я», - говорит взрослый. Или: «Посмотри внимательно и разложи палочки (кубики, мозаику) так, как положила их я», - говорит мама.

Необходимо начинать группировать предметы с минимального количества (двух-трех), а затем постепенно увеличивать их. Из 2-3 кубиков можно предложить построить «башню» или «поезд». Из 4 и более кубиков получаются довольно сложные постройки: «дом», «ворота», «гараж» и др. Сделанные постройки включайте в игру: на «стул» посадите куклу, покормите ее; в «гараж» поставьте машину и т.д.

Аналогично кубикам можно использовать другие предметы. Например, научите детей выкладывать из палочек узоры.

5. Регулярно проводите занятия по обучению ребенка составлению целых предметов из их частей. Если нет возможности провести «починку» или «сборку» игрушек, можно заменить их картинками с изображением животных или знакомых предметов. Наклеенную на картон картинку сначала разрежьте на две равные половины по горизонтали или вертикали. Если ребенок после показа легко составляет из двух частей целое изображение, то попробуйте предложить ему сложить разрезанную картинку из трех, а затем четырех частей. С особым удовольствием ребенок подберет хвосты животным.

6. Учите ребенка классифицировать предметы по их назначению. Разложив перед малышом предметные картинки, попросите сначала показать то, на чем ездят: «покажи машину», затем попросите отобрать все то, что надевают на себя, что едят и др. Рекомендуемые группировки предметов: 1) одежда; 2) мебель; 3) посуда; 4) транспорт; 5) игрушки; 6) обувь.

 

Наталья Николаевна Рогозина,

логопед

 

1