У ребёнка к трём годам заканчивается анатомическое созревание речевых зон мозга. В словарном запасе в норме от восьмисот до тысячи слов. В речи еще встречаются грамматические ошибки.
В речи ребенка четвёртого года жизни происходит скачок, который создает условия для активного овладения навыками словообразования. Появляются простые распространённые и сложные предложения различной конструкции. Ребёнок задаёт много вопросов.
В этом возрасте ребёнок овладел диалогической формой речи и часто выступает инициатором общения, по образцу может составить описательный рассказ об игрушке. По вопросам может составить рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок. Ребёнок в этом возрасте легко запоминает и рассказывает небольшие стихи и потешки.
Исчезает смягчение всех твёрдых согласных звуков, которое до трех лет можно было считать физиологический нормой. Ребёнок осваивает йотированные звуки. Отмечается нарушение в произношении свистящих, шипящих, аффрикат и сонорных звуков.
В словаре ребёнка пятого года жизни в норме должно быть около двух тысяч слов. Он овладевает сложными предлогами. Представлены все части речи, кроме причастия и деепричастия. В речи значительно сокращается количество грамматических ошибок. У ребёнка совершенствуются навыки словообразования. Используются различные формы общения (диалогическая и монологическая речь).
Ребенок на пятом году жизни может хорошо пересказать знакомую сказку или прочитанный небольшой рассказ с удовольствием выразительно рассказывает полюбившиеся стихи. Ребёнок на пятом году жизни правильно произносит в речевом потоке свистящие звуки и дифференцирует их между собой. Возможны нарушения произношения шипящих, аффрикат, соноров. Ребёнок может заменять шипящие звуки свистящими. Легко определяет ударный гласный в начале слов, может определить очередность звуков в слиянии.
Вахтерова Юлия Викторовна,
логопед