8 (34672) 9-70-42
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта


Российский психолог С.Л. Рубинштейн объяснил возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам: капает вода с крыши, шум ветра, стук копыт, водопад, мурлыкает кот, стрекочет кузнечик…

И только психика человека неритмичная. И в этом смысле музыка помогла человеку придать ритм и гармонию собственно жизни.

Музыкотерапия на сегодняшний день является одной из наиболее эффективных интегративных методик коррекции, особенно для детей с РАС, которым она обеспечивает мощный мультисенсорный опыт. Занятия с использованием элементов методики музыкальной терапии, пение, игра на детских музыкальных инструментах – все это помогает детям исследовать новую сторону себя и окружающего мира.

Основная проблема при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком – это отсутствие его внимания, пребывание на «своей волне», а вот специально подобранные музыкальные произведения привлекают его внимание и помогают организовать устойчивый процесс всего происходящего вокруг. Но при этом следует заметить, что музыкальная терапия не может излечить аутизм. На время общения с музыкой ребенок уходит от тревожных ситуаций, страхов, переживаний, вступает на новый путь отношений с окружающим миром.

На занятиях по музыкотерапии с детьми с РАС решаются следующие задачи:

1) Поддержка положительного эмоционального фона, снятие нервно-психического напряжения, тревожности, негатива;

2) Формирование навыка невербального контакта с окружающими;

3) Развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;

4) Развитие подражательной деятельности.

В процессе воздействия на эмоционально-личностную сферу ребенка музыка выполняет релаксационную, регулирующую функции. Для этого на занятиях практикуется слушание произведений В.А. Моцарта. Происходит так называемый «Эффект Моцарта». Самый большой резонанс в коре головного мозга получают звуки высокой частоты (3000 – 8000 гц). Произведения Моцарта буквально насыщены этими звуками. Учеными доказано – они способны «разогревать мозги». В возрасте 4 лет композитор начал сочинять музыку, которая по своим частотам и ритмам совпадает с биоритмами человеческого мозга. Слушать произведения Моцарта можно в любое время. Опираться стоит лишь на собственные ощущения и настроение. Не надо слушать музыку круглосуточно, достаточным будет включать произведения Моцарта, впрочем, как и других композиторов, во время игры, засыпания, любых других занятий. Если ребенок начал двигаться, танцевать - поддержите его, потанцуйте вместе с ним, пусть и совсем немного.

В работе с детьми рекомендуется использовать следующие элементы музыкотерапии:

1. Слушание музыки («Музыка природы», «Сокровищница мировой классики»);

2. Музыкально-ритмические упражнения: ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук, хлопки, притопы, упражнения с предметами;

3. Исполнение песенок – инсценировок, повторялок, попевок, песенок без слов, игра на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, маракас).

В свободной деятельности с детьми можно использовать следующие методы и приемы музыкотерапии:

1. Дидактические игры («Тихо-громко»), ритмические игры («Топни-хлопни»), театральные этюды («Мимика и жесты»).

2. Музыкальные игры («Мое тело», «Давай здороваться», «А ну-ка повтори», «Если весело живется», «Что вижу, то пою», «1,2,3 - мое имя повтори», «Музыкальный календарь животных «Кто как поет»).

3. Слушание музыки.

На занятии следует обратить внимание на непроизвольные реакции тела, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр музыки. Ребенок может показать страх, радостное возбуждение или равнодушие. Также он может перейти к осознанному слушанию.

Какую музыку лучше использовать в качестве «фона»? По моему опыту великолепно подходят колыбельные песни Шуберта и Шопена, музыка Шопена в сочетании с шумом прибоя, игра на гитаре, «Времена года» Чайковского и инструментальная музыка современных авторов.

Конечно, расстройство аутистического спектра не изучено до конца, и мы не знаем, что нас ждет впереди, но одно можно утверждать точно уже сейчас – музыка, как лечение, как «таблетка», как «маяк» в пути - навсегда остается помощником.

Евгения Васильевна Мартина
музыкальный руководитель отделения психолого-педагогической помощи

Обновлено: 10.06.2019 16:36