8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта


Распространенными являются в повествовании родителей о своих непослушных беспокойных детях обороты типа: «Я и говорила ему, и угрожала, и била – ничего не помогает». Об избиении детей сообщают, как о чем-то само собой разумеющемся, будничном, либо такую информацию тщательно скрывают.

Мама, я тебе не нужен?

Что представляет собой жестокость по отношению к ребенку? Вот такое представление о ней у тех, кто ее испытал:

- «Жестокость - это когда один человек сознательно делает другому человеку больно душевно и телесно. Ребенок при жестоком обращении отделяется от естества собственной личности и нормального развития».

- «Жестокость – эмоциональная холодность. Ребенок - чужой среди тех людей, с которыми живет».

- «Жестокость – крайняя степень унижения человека перед лицом, которое он глубоко уважает».

- «Жестоко поступать с ребенком так, как удобнее тебе, в ущерб каким-то его потребностям».

- «Жестоко любое насилие. Жестоко не замечать ребенка…»

Ребенок оказывается объектом оскорбления и грубого обращения, которого сам взрослый никогда не потерпел бы. Средств и способов защитить себя у ребенка либо нет, либо они ограничены.

Психологическим ядром жестокого обращения с детьми является, по-видимому, полное повиновение ребенка родителям, построенное на отрицании личности ребенка. Ребенок, подверженный побоям родителей, сталкивается с неразрешимым вопросом: «Мама, я тебе нужен?»

Что же вседозволенность?

Многих родителей волнует вопрос: можно ли наказывать детей? Будучи обыкновенными людьми, мы порой «сходим с ума» и теряем терпение, и не дай Бог ребенку попасть нам под руку в этот момент. Являются ли побои действенным методом воспитания? Нет, не являются. Они могут облегчить наш гнев и разрядить атмосферу, но они не приносят ничего хорошего в детско-родительские отношения и не имеют ничего общего с воспитанием. Логика в случаях жестокого обращения родителей с детьми начисто отсутствует. Вряд ли ребенок усвоит нечто ценное, если жестоким обращением с ребенком родители доказывают ему неправоту или добиваются от него послушания. Когда мы думаем, что имеет смысл отлупить сына или дочь, мы не добиваемся этим ничего. Например, мы говорим: «Я должен выпороть тебя, чтобы ты запомнил, что брать чужие вещи безобразно». Смысл урока заключается в следующем: «Вот я взрослый, и единственное средство, которым я располагаю, чтобы отучить тебя от кражи и воспитать честным, - это физическое насилие».

Нельзя оправдывать суровые наказания и жесткость в человеческих отношениях. Отлупив ребенка, вы не научите его благоразумию и самообладанию. Это, как минимум, неконструктивно.

Оглянись во гневе.

Воспитание может быть успешным при соблюдении родителями следующих принципов:

1. Внимательно слушайте своего ребенка, показывайте ему, что к его мнению прислушиваются, его ценят, укрепляйте уважение ребенка к самому себе.

2. Избегайте и не допускайте таких действий или слов, которые оскорбляют ребенка, не срывайте на нем зло.

3. Проявляйте чувства и мысли без агрессивности: честно говорите о том, что испытываете (в том числе и о негативных чувствах). При проявлении собственных чувств уважайте личность ребенка.

Если к детям жестоко обращаться, они становятся раздражительными и склонными к конфликтам.

Эмоции детства развиваются и растут внутри и посредством семейных отношений, отражая разнообразие и интенсивность межличностных установок внутри семьи. В течение первых пяти лет жизни происходит самое драматическое эмоциональное познание. Что же познают дети в случаях жестокого обращения с ними? Какими они могут вырасти?

Авторитарные родители добиваются от ребенка беспрекословного подчинения. Такие родители лишают ребенка права возражать старшим, не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают самостоятельность. При жестком обращении родители не дают себе труда хоть как-то обосновать свои требования. Воспитание строится на суровых запретах и физических наказаниях, запугиваниях и угрозах. Дети таких родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого несчастны. Жестокое обращение с детьми – безнравственно, неконструктивно, бесперспективно.

Давайте попробуем взглянуть на ребенка как на достойное человеческое создание. Реальным фактом (и весьма позорным) нашей жизни является то, что в детском мире есть жертвы, которые живут, страдают, мучаются. И все происходит среди нас, рядом с нами. Ребенок - жертва жестокого обращения - все еще неизвестен. А он сам не может защитить себя, отстоять свою личность. Он нуждается в нашей помощи, поддержке. Не получивший ее – замкнется, озлобится. Жестокое обращение с детьми – это проблема воспроизводства жестокости в обществе. Она не привносится извне, она произрастает изнутри. Давайте решим: пройдем мимо или сделаем все, что в наших силах, что соответствует нашей совести.

Здоровое развитие ребенка возможно в условиях, когда ему верят, понимают и принимают. Милосердие заключается в том, чтобы оказать ребенку поддержку в его становлении, вхождении в реальный мир, полный опасных препятствий и сложных ситуаций.

Оксана Александровна Юлдашева
социальный педагог отделения диагностики разработки и реализации программ социально-медицинской реабилитации

Обновлено: 27.09.2018 05:56