8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта

Уважаемые родители, многие из вас стараются самостоятельно обеспечить ребёнку хорошую дошкольную подготовку. То же самое относится и к умению считать. Однако зачастую под навыками счёта понимается исключительно механическое произношение чисел от 1 до 10 (50, 100...). Как же на самом деле может считать ребенок и в чём преимущества раннего счёта?

Начинать обучение счёту следует не с заучивания численного порядка и не с запоминания написания цифр, а со знакомства с понятием «количество». Ребёнок должен наглядно видеть, что значит 2, 5, 10 - лучше именно вразнобой, а не 1-2-3-4-5. Для этого покажите ему 2, 5, 10 одинаковых предметов. Это могут быть счётные палочки, кубики, апельсины или что-нибудь ещё. Например, в пособии по обучению счёту «Математика с пелёнок» используются карточки с крупными красными точками в количестве от одного до ста. Такую методику можно применять для занятий с ребенком с самого его рождения. Чем раньше вы займётесь с малышом математикой, тем выше будут результаты!

Не забывайте о постоянной практике - пересчитывайте с малышом всё, факторов что вам встретится в течение дня. Ребёнок с удовольствием сможет посчитать ступеньки, дома, съеденное количество ложек каши и многое другое. Главное - пусть такие занятия между делом будут весёлыми, увлекательными и непринуждёнными.

От количественного счёта периодически переходите к порядковому. Например, вы можете подниматься по лесенке и приговаривать: это первая ступенька, это вторая, это третья. И опять же, чтобы ребенок не запоминал порядковый ряд, а понимал его смысл, нарушайте последовательность. Расставьте игрушки в ряд и скажите: «Этот мишка сидит пятым, кукла - восьмая, а зайчик - первый».

Также можно знакомить ребенка с понятиями «больше», «столько же», «нисколько». Например, у меня 5 карандашей, у тебя - 10. Посмотри: у тебя карандашей больше, а у меня меньше. Теперь возьми 3 карандаша, и я возьму 3 - у нас равное количество карандашей, у тебя их столько же, сколько и у меня. А теперь дай мне 3 карандаша! Сколько их у тебя осталось? Нисколько! Ноль! Эти сравнения - первый шаг к решению примеров и задач.

На следующем этапе вы можете учить ребёнка осознанно выполнять различные арифметические действия, решать равенства  и неравенства. При этом пока можно не отходить от количественного отображения чисел - используйте всё те же счётные палочки, кубики, точки. Не торопитесь знакомить ребенка с цифрами.

А зачем всё это надо, спросите вы? Разве недостаточно научить малыша считать, например, до 100 в прямом и обратном порядке? Разве не научат его решать примеры в школе? Дело в том, что механический счёт не даст даже элементарных математических понятий, навыков оперирования количествами, основ логического мышления. Тогда как приведённая  схема обучения математике формирует умение понимать и отслеживать причинно-следственные связи, выстраивать элементарные заключения, продуктивно и логически мыслить. Такие навыки позволят ребёнку быть успешным в школе не только во время алгебраических вычислений, но и в изучении различных наук. Ну а вы сможете всегда гордиться своим ребенком общаясь с ним на взрослом языке чисел. Он будет понимать такие фразы: «Зайдем во вторую дверь», «Нам нужен 7 автобус». Вам не надо будет показывать пальцем, достаточно просто назвать порядковый номер предмета. Вы всегда сможете попросить своего маленького помощника разложить вилки и ложки согласно количества людей. Ребенок начнёт раньше понимать календарь и часы. Математика должна быть веселой и занимательной  для детей.

Желаем успехов!

Ботагоз Абдыкасымовна Долгих,
логопед

Обновлено: 27.08.2018 05:19