8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта

В современном мире существенно возрастает роль физической культуры, как фактора совершенствования личности и общества. Физическое воспитание и спорт вовлекают все категории детей, как здоровых, так и детей с инвалидностью, которые нуждаются в укреплении здоровья, физической и социальной реабилитации и адаптации.

Для детей с инвалидностью движение – это не только условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания работоспособности, но и способ развития всех зон коры больших полушарий мозга, координации межцентральных связей, формирования двигательных взаимодействий, анализаторных систем, познавательных процессов, коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическом развитии.

Дети с инвалидностью намного острее переживают даже малейшие успехи в своих двигательных способностях по сравнению со своими здоровыми сверстниками. Они искренне выражают свои чувства, радуются возможности ходить, играть, соревноваться, общаться, побеждать. Поэтому основной задачей специалиста по адаптивной физической культуре является создание атмосферы психологического комфорта, доверия, доброжелательности, свободы, раскованности, радости и удовольствия от физических упражнений.

На сегодняшний день одной из основных форм образования является инклюзивное или «включенное» образование. Инклюзивное образование воспринимает ребенка таким, какой он есть. Инклюзивный подход в физической культуре имеет ряд преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для двигательного подражания; формируется способность к преодолению физических, и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества; появляется желание улучшать свои физические показатели. Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка с инвалидностью важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном физическом потенциале.

В бюджетном учреждении «Няганский реабилитационный центр» на занятиях адаптивной физической культуры используется инклюзивный подход. Дети разной категории принимают участие в различных спортивно-массовых мероприятиях: «Весёлые старты», «Сильные и ловкие», «Осенний марафон», «Катание на лыжах». На таких мероприятиях всегда присутствует атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между семьями.

Необходимо отметить, что родители детей с инвалидностью являются самыми заинтересованными участниками данного процесса. Благодаря таким мероприятиям у родителей формируется активная жизненная позиция в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним.

Несомненно, положительный опыт выносят и здоровые дети. Для них – это новые навыки общения и развитие эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Это восприятие ребенка с инвалидностью, как равного, проявление чувства ответственности за другого человека, развитие умения соизмерять свои желания с возможностями другого, осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима. Участвуя, совместно, в образовательном процессе, здоровые дети и дети с инвалидностью учатся толерантному отношению друг к другу.

Инклюзивное, совместное обучение помогает детям с инвалидностью не только адаптироваться к жизни, но и позволяет здоровым детям развить доброжелательность и ответственность.

Иванова Наталья Сергеевна,
инструктор-методист по адаптивной физической культуре

Обновлено: 28.04.2018 16:29