8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта

Занятия физической культурой несут огромную пользу для функциональных систем организма ребенка, ведь движение – необходимое условие его правильного развития.

Трудности аутичного ребенка обусловлены дефицитом или неправильным распределением психофизического тонуса. Движения у детей с РАС нескоординированы, они часто теряют равновесие, нарушена мелкая и крупная моторика, отсутствует точность и ритмичность выполнения двигательных действий, присутствуют стереотипные движения.

Так как многие дети с РАС испытывают недостаточность при обработке сенсорных ощущений, они зачастую не могут ощутить части своего тела, затрудняются в выполнении движений.

Физическое воспитание для детей РАС являются неотъемлемой частью его развития, а так же необходимым средством коррекции его двигательных нарушений.

При организации занятий по физическому воспитанию, для успешного решения задач необходимо четкое планирование и формирование стереотипа занятий. Инструкции должны быть четкими и однозначными. На начальных этапах обучения, необходимо выявить, умеет ли ребенок повторять движения за взрослым, понимает ли он задания, целесообразно учитывать его особенности и давать время привыкнуть к изменениям. Дети данной категории ищут дополнительные ощущения от собственного тела, что проявляется в разнообразных поведенческих реакциях. Необходимо побуждать ребенка наблюдать за движениями, ощущать и узнавать их. При обучении двигательным навыкам следует учитывать поведенческий подход, что предполагает постоянное поощрение за любое выполненное задание.

Дети с РАС требуют индивидуального подхода не только при подборе упражнений, но и при подборе спортивного оборудования. Значительные трудности им доставляют упражнения, с использованием инвентаря: ходьба по гимнастической скамейке, ловля и броски мяча, броски мяча в горизонтальную цель, поэтому для таких детей будут эффективным подбор упражнений, которые дадут им дополнительные ощущения своего тела – это предметы-утяжелители: мячи, клюшки, мешочки с песком. Любое упражнение с дополнительным утяжелением, будет давать ощущения от движения.

Обязательным условием эффективности физического воспитания у детей с РАС является введение разученных на занятиях упражнений в естественную бытовую жизнь. Комплексный подход в реабилитации «особенных» детей, а именно взаимодействие специалистов педагогического звена и активное привлечение родителей в процесс реабилитации ребенка, позволит более весомо улучшить качество жизни ребенка с РАС.

В заключении важно отметить, что одним из важных аспектов социализации детей с РАС является нормализация его психофизического состояния, поэтому физическое воспитание является одним из важнейших направлений для стимуляции развития всех сфер жизни ребенка.

Иванова Наталья Сергеевна,
инструктор-методист по адаптивной физической культуре

Обновлено: 28.03.2018 09:58