8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@admhmao.ru
Карта сайта


По статистике с каждым годом численность детей с задержкой речевого развития растет. Поэтому родителям стоит задуматься о необходимости обогащению словарного запаса детей.

Когда малыш начинает ходить, у него появляется больше простора для действий. Осматривая комнаты, он видит множество незнакомых предметов, с которыми начинает знакомиться. Чтобы ребенок быстрее и лучше запомнил для чего какой предмет в доме нужен, родителям необходимо подробно рассказывать о каждом предмете, объяснять его назначение.

Для развития речи нужна активная деятельность, будь то игровая или предметно - практическая. Поэтому для ребенка постарше наиболее подходящими игрушками являются кубики, матрешки, конструкторы, мозаика, т.е. те игрушки, которые развивают мелкую моторику малыша. В процессе игры родители могут комментировать все действия ребенка: поставил кубик на другой, вложил одну коробочку в другую, открыл матрешку, достал из нее другую и т.д.

На улице очень интересно играть с песком, его можно насыпать лопаточкой в ведерко и высыпать, лепить из него пирожки и куличики, рисовать на нем палочкой фигурки. Взрослый же будет при этом объяснять ребенку, что тот делает. Все эти комментарии к действиям помогут расширить словарный запас малыша.

При одевании также можно называть все предметы «Надеваем на Петеньку носочки; потом штанишки, рубашку», для того чтобы ребенок быстрее запоминал названия одежды.

Так же, уважаемые родители, почаще просите своего малыша принести ту или иную вещь, посуду или другие предметы домашнего обихода, так он быстрее запомнит их названия. Но не забывайте, что все слова надо употреблять в точном значении (блюдце – блюдцем, а не тарелкой; чашку – чашкой, а не кружкой).

Игра «Что это?». Всем известно, что дети любопытны, им хочется все узнать, попробовать на вкус, потрогать и понять, как устроена та или иная вещь. Игра «что это?» прекрасно подходит для обогащения словарного запаса ребенка. Взрослый показывает на какой – либо предмет, например, стол, и говорит: «Что это?». Затем намеренно отвечает неправильно: «Это стул?» - малыш не соглашается. Тогда вы спрашиваете: «Это кровать?» - ребенок опять отрицает. На третий раз вы с ним соглашаетесь: «Правильно, это не стул и не кровать. Это стол, за которым мы можем кушать, на него мы ставим тарелки, чашки». Все свои слова можно подкрепить действиями – садиться за стол, показывать, как за ним едят, ставить тарелки, чашки и т.д.

Дорогие мамы и папы, для обучения ребенка родной речи необходимо время и, конечно же ваше терпение. Старайтесь говорить с ребенком медленно четко, спокойно, не стоит употреблять длинные и сложные фразы, лучше используйте предложения, состоящие из двух – трех слов.

Галина Анатольевна Новоселова, логопед

Обновлено: 09.03.2018 07:27