8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@rcnyagan.ru
Карта сайта

Интеллектуальный потенциал человека увеличивается тогда, когда удается увеличить его базовую способность к обучению. Таков вывод ученных, и практика его подтверждает.

Таинственный для многих термин «ай-кью» расшифровывается как «базовая способность к обучению». Заложенная в детстве, она выручает всю жизнь.

Что это значит для детей? Как и чем можно увеличить их «базовую способность»? Можно развить их внимание при чтении - тогда они будут хорошо схватывать смысл прочитанного. Можно научить пересказывать услышанное при чтении так, чтобы ребенок соблюдал правильный порядок слов в каждом предложении. Помочь овладеть искусством складывать картинки из отдельных кусочков, собирать конструктор из кубиков «лего» соответственно приложенной к игре инструкции. Все это увеличивает потенциал ребенка.

Выбрать для ребенка удачную развивающую программу, может быть важнее, чем впоследствии колледж или университет. Ученными доказано, что 50% интеллекта дети развивают к четырем годам. Но можно ли ребенка научить думать? Если можно, то как?

Можно, если под этим понятием «думать» подразумевать умение решать проблемы.

Ученые различают два типа мышления: правостороннее и левостороннее. Правостороннее стимулируется правой частью мозгового полушария – это логическое, аналитическое, рациональное мышление. Его-то больше всего ценят педагоги. Далеко не таким авторитетом пользуется левосторонний тип: интуитивное, основанное над подсознания тип мышления. Однако современные ученые оспаривают приоритет мышления правостороннего типа: дело в том, что именно левосторонний тип стимулирует научные открытия, прозрения в искусстве, политике и даже нередко в бизнесе.

Дети все разные. А вот родителей психологи условно разделили на три группы.

Первая – «цензоры». С их губ постоянно рвется: «Нельзя, нельзя, нельзя!» Они хотят, чтобы их ребенок развивался, но при этом только и слышно: «Не трогай! Не нюхай! Не пробуй! Брось! Отойди!»

Вторая – «нейтралы». Они безучастны: что получается у ребенка – то и получается, а что нет, значит, не получилось – и точка.

Третья – активные родители, сознательно направляющие развитие и воспитание малыша. Это самая обнадеживающая группа. Они побуждают ребенка касаться предметов различной текстуры, учат видеть красоту обыденных вещей: трепетание пламени свечи и теней, причудливую вязь трещин… Они обращают внимание ребенка, как гибко и пушисто птичье перо, попавшееся им на тропинке, как гладок камешек, шершавая пемза, какая мягкая шёрстка у киски. Они понимают, что ребенок должен глядеть во все глаза и слушать во все уши. Они учат его любоваться полыхающим багрянцем осенней листвы, наслаждаться ароматом сжигаемых сухих листьев и травы. Радоваться пению птиц. В кладовых памяти впечатления детства должны остаться самыми яркими и неповторимыми – ведь это первые впечатления. Они открывают человеку дверь к полноте чувственных ощущений мира, они становятся тем самым горючим, без которого не запустить мотор мышления.

Развивающие занятия дома можно проводить, располагая набором таких инструментов, как мелки, фломастеры, бумага, ножницы с тупыми концами, картонные коробки различной текстуры, деревянные кубики, конструкторы, пластиковые буквы, пластилин, набор дисков, чтобы дети слушали хорошую музыку почаще, и кое-какие одежки для игр – фантазий, которые так любят дети. Хорошо бы иметь также кусок картона - что-то вроде «доски» для прикалывания лучших рисунков ребенка, чтоб поддерживать в нем гордость за собственные достижения. Вот вам и домашний детский центр.

Вначале ребенок имеет лишь тот опыт, который получает от матери через ее наставления. Но важно, чтобы он постепенно начал обретать и собственный, личный. Поэтому полезно поводить его по разным интересным местам: мастерские, стройка, скверик, ферма, зоопарк, библиотека.

Существует такая подмеченная педагогами особенность: чем больше ваш ребенок видит и слышит, тем он больше хочет видеть и слышать.

Итак:

- Лучшие годы для интеллектуального стимулирования – дошкольные годы.

- Увеличивайте базовую способность к обучению многообразными методами: с помощью чтения, конструирования, музыкального развития, экскурсий в музей, походов в лес, занятий спортом.

- Чтобы развить память, нужно разучивать как можно больше стихов, считалок, песен. Очень помогает игра «Посмотри вокруг, закрой глаза и перечисли, что успел заметить».

- Читая ребенку, усаживайте его на колени и водите пальцем вдоль строчки слева направо, чтобы он, следя взглядом тренировал зрение для самостоятельного чтения.

- Поощряйте детское творчество, в чем бы оно не выражалось: рисовании, лепке, театрализованной игре или сочинении стихов - независимо от того одаренные ваши дети или нет.

- Математическую подготовку лучше начинать с трех лет. Привыкнуть к цифрам помогает лото, а получить представления о величинах и цвете - игра в кубики различных размеров.

- Чтобы ребенок охотнее обучался, нужно почаще играть с ним в веселые игры, создающие хорошее настроение и чувство общности.

- Учите ребенка делать самостоятельно выводы и открытия, вместо того, чтобы «перекладывать» в его голову готовый опыт.

Всегда помните, что учить своего ребенка всему на свете – это большая ответственность и радость. Удачи!

Долгих Ботагоз Абдыкасымовна, логопед