8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
«Няганский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: priem@rcnyagan.ru
Карта сайта

Ваш ребёнок особенный и имеет свою специфику развития. Несмотря на разные нарушения в развитии – интеллектуальная недостаточность, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, различные недифференцированные задержки психического развития, общим для всех неговорящих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации общения, а также несформированность эмоционально-волевой сферы. Все эти факторы мешают развитию речи и полноценному психическому развитию, а в последствии ребёнок не сможет взаимодействовать с окружающим миром.

Для того чтобы научить неговорящего ребенка общаться, нужно организовать его жизнь и руководить его активностью. Общение со взрослыми является обязательным условием и процессом, в котором совершается формирование психики ребенка. Родителям нужно более последовательно, в различных режимных моментах руководить процессом познания внешнего мира, тем самым будут более осмысленные и глубокие знания, которые приобретёт неговорящий ребенок. Для этого родители должны знать слабые и сильные стороны своего ребенка.

И только в процессе игрового общения можно выявить слабые и сильные стороны развития своего ребенка. Для этого предлагаю некоторые игры, в которые можно играть в семье: пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворным текстом.

Игра «Поехали…» - цель: активизирование активных и пассивных движений рук, формирование положительных эмоций.

Поехали - поехали, с орехами, с орехами, к дедушке за репкой, жёлтой, большой вот какой! Поехали-поехали, к зайчику за мячиком, за мячиком твоим, круглым и большим, вот каким! (Взрослый разводит руки ребенка, показывая размер репки его ладонями).

Игра «Мокрый - сухой…» - активизировать ощущения (различать на ощупь). Ставятся два бокала, один с водой, другой с крупой. Предложить ребенку опустить поочередно в каждый бокал и комментируя его ощущения: «Крупа сухая и рука сухая у Вовы. Водичка мокрая и рука у Вовы мокрая». Эту же игру можно провести с холодной водой и теплой водой, также комментируя.

Игра «Волшебный мешочек» - учить выделять мягкие и гладкие игрушки, развивать тактильные ощущения. В мешочек кладутся знакомые обследованные игрушки (мягкие, пушистые и гладкие). Предлагаете достать из мешочка зайку, медвежонка, мяч, собачку, пирамидку и т. д. Проведите его рукой и скажите: «Вова достал мяч, он гладкий» и так с каждой игрушкой. Усложните эту игру, можно закрепить форму предметов. Сначала предметы круглой формы, затем квадратной и прямоугольной формы. Можно закрепить размер. Положите игрушки разного размера. Доставая её из мешочка, проговаривайте: «Саша достала маленькую матрешку, а это большая матрешка».

Игра «Чья это мама?» - учить различать и называть домашних (а затем и диких) животных. Предлагаются парные картинки домашних животных. Сначала называете взрослых животных и показываете их. Попросите ребенка, чтобы он нашел картинку коровы, свиньи, лошади, собаки и т. д. На втором этапе, показываете детёнышей животных и спрашиваете «Чья это мама? Это мама телёнка, козлёнка и т.д. Не заостряйте внимания, на то, как эти животные кричат, потому что они будут вам отвечать на вопрос «Кто это?»: «Му!».

Игровое упражнение «Поделись» - постарайтесь дать возможность ребенку самому почистить апельсин. Похвалите его и предложите поделить его всем членам семьи. «На мама!» (дал дольку апельсина, похвалите малыша «Молодец, маме дал» и т. д.). «На папа!», «На баба!» и так всем членам семьи).

Не употребляйте в играх и занятиях слова «скажи», «повтори», сопровождайте вопросами «Ой, что это?», «Отгадай», «Куда покатился?», «Кто ему идёт на встречу?» и т. д.

Только системность занятий и Ваше терпение дадут результат в развитии ваших детей.

Овчарова Наталья Владимировна, воспитатель